Нетрадиционные приемы мотивации и актуализации опорных знаний, как средство повышения эффективности производственного обучения, страница 5

Таким образом, можно заключить, что современные педагогические технологии, позволяют повысить эффективность учебного процесса и обеспечить требуемый уровень подготовки учащихся, необходимый для современного общества.

1.2. Особенности традиционных технологий

Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я.А.Коменским, и до сих пор является преобладающей в школах мира [18, с. 235]

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии являются:

-  учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

-  класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию. В следствие этого учащиеся  должны приходить в школу в одно и то же время и в заранее определенные часы дня;

-  основной единицей занятия является урок;

-  урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

-  работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого учащегося в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

-  учебные книги(учебники) применяются, в основном, для домашней работы.

Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками – атрибуты классно-урочной системы.

Классификационные параметры традиционного обучения:

-  по уровню применения: общепедагогическая.

-  по философской основе: педагогика принуждения.

-  по основному фактору развития: социогенная – с допущениями биогенного фактора.

-  по концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с опорой на суггестию (образец, пример).

-  по ориентации на личностные структуры – информационная, ЗУН.

-  по характеру содержания: светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая.

-  по типу управления: традиционное классическое + ТСО.

-  по организационным формам: классно-урочная, академическая.

-  по подходу к учащемуся: авторитарная.

-  по преобладающему методу: объяснительно-иллюстрацивная;

-  по категории обучаемых: массовая.

Особенности методики традиционного обучения:

Традиционная технология представляет собой прежде всего авторитарную педагогику требований, учение весьма слабо связано с внутренней жизнью ученика, с его многообразными запросами и потребностями, отсутствуют условия для проявления индивидуальных способностей, творческих проявлений личности.

Авторитаризм процесса обучения проявляется в:

-  Регламентации деятельности, принудительности обучающих процедур («школа насилует личность»);

-  Централизации контроля;

-  Ориентации на среднего ученика («Школа убивает таланты»).

Позиция ученика: ученик-подчиненный объект обучающих воздействий, ученик «должен», ученик – еще не полноценная личность, бездуховный винтик.

Позиция учителя: учитель командир, единственное инициативное лицо, судья («всегда прав»); старший (родитель) учит; «с предметом к детям», стиль «разящие стрелы».

Методы усвоения знаний основываются на:

-  сообщении готовых знаний:

-  обучении по образцу;

-  индуктивной логике от частного к общему;

-  механической памяти;

-  вербальном изложении;

-  репродуктивном воспроизведении;

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Систематический характер обучения.

Упорядоченная, логически-правильная подача учебного материала.

Организационная четкость

Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении

Шаблонное построение, однообразие .Нерациональное распределение времени урока.

На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашнее задание.

Учащиеся изолируются от общения друг с другом.

Отсутствие самостоятельности.

Пассивность или видимость активности учащихся.

Слабая речевая деятельность(среднее время говорения ученика 2 мин. В день).

Слабая обратная связь.

Усредненный подход.

Отсутствие индивидуального обучения