Нетрадиционные приемы мотивации и актуализации опорных знаний, как средство повышения эффективности производственного обучения, страница 21

- на уровне понимания -  определять по внешнему виду инструменты и  приспособления для каменных работ, одинарный и полуторный кирпич; описывать системы перевязки швов; трактовать определения и термины по технологии  кирпичной кладки; руководствоваться СНиП объяснять последовательность технологии выполнения кирпичной кладки; формировать условия, задачи, ясно выражать суть проблемы.   

- на уровне применения  -  выполнять практическое задание по технологии кирпичной кладки; выявлять ошибки допущенные при выполнении практического задания; применять знания теории и техники безопасности для решения производственных задач и ситуаций;  доказывать необходимость использования соответствующего неполномерного кирпича; обобщать изученный материал, делать выводы.

- на уровне творчества -   видоизменять формы деятельности с целью соблюдения правил техники безопасности.           

Цель воспитания: Формировать навыки ответственного выполнения задания, содействовать созданию атмосферы взаимопомощи, доброжелательных отношений, культуры общения, аккуратности, умения работать в коллективе.

Цель развития:  Содействовать развитию творческого мышления, глазомера, воображения, наблюдательности, умения самостоятельно анализировать.    

Тип урока:  обобщение и систематизация знаний, умений и навыков (4 тип)

Материально-техническое обеспечение:

1. Рисунки с изображением инструментов каменщика – 5 рисунков;

2. Карточки-задания – 8 карточек;

3. Карта дефектов- 1 карта;

4. Карточка самоконтроля- 1 карточка.

5. Инструменты и приспособления: кельма; молоток-кирочка; отвес; уровень; правило; метр складной; шнур-причалка; угольник; порядовка; раствор;   кирпич.


Ход занятия (содержание этапов и учебных ситуаций в соответствии с дидактической и методической структурой технологической схемы)

Цели обучения

Деятельность преподавателя на занятиях

Средства обучения

Деятельность учащихся

Средства диагностики

Преподавателя

Учащегося

1

2

3

4

5

6

7

Организационная часть:

- подготовка учащихся к занятию;

- пояснение порядка работы, особенностей занятия;

- знакомство с составом жюри, участниками конкурса;

- сообщение темы и цели урока.

Подготовить учащихся к занятию, пояснить порядок работы на занятии.

Подготовиться к занятию, получить информацию о порядке работы на занятии.

Поясняет

Сценарий урока-конкурса

Слушают, осознают, анализируют.

1 ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ:

1. Проверка и оценка теоретических знаний по теме «Технология кирпичной кладки».

1.1. Конкурс «Подбери себе пару»

Выявить уровень усвоения знаний учащихся по инструментам и приспособлениям каменщика и их назначении

Воспроизвести опорные знания

Предоставляет рисунки с изображением инструментов

Рисунки с изображением части инструмента каменщика.

(см. приложение № 1)    

Осмысливают, думают, различают, отвечают

Совпадение частей рисунка

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

7

1.2. Конкурс  «Морской бой»

Обобщить и систематизировать знания по предметам спеццикла

Воспроизвести и закрепить опорные знания по теме «Технология кирпичной кладки»

Предоставляет таблицу с вопросами

Таблица

(см.приложение №2).

Осмысливают, думают, обобщают, закрепляют, отвечают.

Правильный ответ

(см.прил.)

1.3. Конкурс «Верю – не верю»

Выявить уровень усвоения знаний учащимися допустимых норм и правил.

Воспроизвести опорные знания

Предоставляет карточки-задания по СниП

Карточки-задания

(см.приложение №3)

Думают, отвечают.

Правильный ответ

(см.прил.)

1.4. Конкурс «Блиц-турнир»

Выявить уровень усвоения знаний учащимися строительных терминов и формулировок, писать грамотно, развить мышление.

Воспроизвести опорные знания, грамотно писать, развивать мышление.

Предоставляет карточки-задания

Карточки-задания

(см.приложение

№4)

Думают, отвечают, пишут, мыслят

Правильный ответ (см.прил.)

1.5. Конкурс «Я –и техника безопасности».

Выявить уровень усвоения знаний учащимися по соблюдению техники безопасности

Перенести имеющиеся знания для разрешения нетиповой проблемной ситуации

Предоставляет нетипичные проблемные ситуации

Карточки-задания

(см.приложение

№ 5)

Переносят имеющиеся знания и опыт для разрешения нетиповой проблемной ситуации).

Правильный ответ

(см.прилож.)

Продолжение таблицы

1

2

3

4

5

6

7

2. ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ:

2.1. Конкурс «Учеба и труд рядом идут»

Выявить уровень знаний, умений и навыков при выполнении кирпичной кладки стен, углов, столбов различной системы перевязки швов.

Выполнить практически кладку угла по многорядной системе перевязки швов толщиной в 1 кирпич , соблюдая технологическую последовательность

Обеспечивает учащихся необходимыми инструментами и приспособлениями для выполнения практических работ.

Инструменты и приспособления, карточка-задания, карточка-самоконтроля, карта дефектов.

Выполняют задание в соответствии с технологическими требованиями.

Натуральный образец

2.2. Целевые обходы рабочих мест:

- с целью проверки правильной организации рабочего места учащегося;

- правильным использованием инструментов и приспособлений;

- соблюдение технологической последовательности при выполнении задания;

- контроля качества работ;

- соблюдения безопасных условий труда.

Установить правильность выполнения операций

Выполняет операции в соответствии с технологической последовательностью. Самоконтроль выполненного задания с помощью карты дефектов

Оценивает правильность и последовательность операций по выполнению кирпичной кладки угла по многорядной системе перевязки швов толщиной в 1 кирпич

Инструменты и приспособления, карточка-самоконтроля, карта-дефектов.

(См.прилож.№6, №7)

Выполняют задание в соответствии с технологической последовательностью

Натуральный образец.

3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

31.Работа жюри по анализу и оценке качества каждого участника и пары в целом.

3.2. Подведение итогов.

3.3.Рефлексия.

Самоконтроль.

Произвести самооценку качественного выполнения задания, сопоставить оценку с оценкой жюри.

Контролирует, разрешает споры, анализирует работу жюри, определяет итог. отметку по каждомуучащемуся и сообщает результаты группы вцел

Натуральный образец

Вопросы (см. приложение.

№ 8)

Анализируют, слушают, осмысливают ошибки, анализируют слабые пары, определяют пути совершенствования деятельности.