Нетрадиционные приемы мотивации и актуализации опорных знаний, как средство повышения эффективности производственного обучения, страница 6

Процесс обучения как деятельность в традиционном обучении характеризуется отсутствием самостоятельности, слабой мотивацией учебного труда учащегося. В составе учебной деятельности учащегося:

-  самостоятельное целеполагание отсутствует, цели обучения ставит учитель;

-  планирование деятельности ведется извне, навязывается ученику вопреки его желанию;

-  итоговый анализ и оценивание деятельности учащегося производятся не им, а учителем, другим взрослым.

В этих условиях этап реализации учебных целей превращается в труд «из-под палки» со всеми его негативными последствиями (отчуждение учащегося от учебы, воспитание лени, обмана, конформизма – «школа уродует личность»).

Оценивание деятельности учащихся. Традиционной педагогикой разработаны критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по учебным предметам, требования к оценке: индивидуальный характер дифференцированный подход, систематичность контроля и оценивания, всесторонность, разнообразие форм, единство требований, объективность, мотивированность, гласность.

Однако в школьной практике традиционное обучение обнаруживаются отрицательные стороны традиционной системы оценок.

Количественная оценка- отметка- часто становится средством принуждения, орудием власти учителя над учеником, психологического и социального давления на ученика.

Отметка как результат познавательной деятельности часто отождествляется с личностью в целом, сортирует учащихся на «хороших» и «плохих».

Название «неуспевающий» вызывают чувство ущербности, унижения, либо приводят к индифферентности, равнодушию к учебе. Учащийся по своим посредственным или удовлетворительным оценкам сначала делает заключение о неполноценности своих знаний, способностей, а затем и своей личности «Я- концепция».

Традиционная форма обучения – классно-урочная.

К традиционным технологиям относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится классу лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов.

Традиционные технологии обучения используют два метода.

1.  Объяснительно-иллюстративный метод обучения (преподаватель объясняет, наглядно иллюстрирует учебный материал) – это осуществляется как лекция, рассказ, беседа, демонстрация опытов, трудовых операций, экскурсия и т.п. Деятельность студента направлена на получение информации и узнавание, в результате чего формируется «знание-знакомство».

2.  Репродуктивный метод. Преподаватель составляет задание для студентов на воспроизведение ими знаний, способов деятельности, решение задач, воспроизводство опытов, и, таким образом, студен сам активно воспроизводит учебный материал: отвечает на вопросы, решает задачи.

В результате формируются «знания-копии».

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный – методы традиционного обучения, основная сущность которого сводится к процессу передачи готовых известных знаний учащимся.

Недостатки традиционного обучения многочисленны:

-  Усредненный общий темп изучения материала;

-  Единый усредненный объем знаний, усваиваемых учащимися;

-  Большой удельный вес знаний, получаемых учащимися в готовом виде через преподавателя без опоры на самостоятельную работу по приобретению этих знаний, в результате учащиеся «разучиваются думать»;

-  Почти полное незнание преподавателем, усваиваются ли учащимися сообщаемые знания;

-  Преобладание словесных методов изложения материала, создающих объективные предпосылки рассеивания внимания;

-  Затрудненность самостоятельной работы учащихся с учебником из-за недостаточной расчлененности учебного материала;

-  Преобладание нагрузки на память учащимся, так как надо по памяти воспроизводить учебный материал; у кого лучше память, тот успешнее воспроизводить, но в будущей профессиональной деятельности эти методы заучивания и точного по памяти воспроизведения информации не требуются, не применяются, и, с другой стороны, учащийся не подготовлен к тем формам работы, которые встретятся в профессиональной практике.