Нетрадиционные приемы мотивации и актуализации опорных знаний, как средство повышения эффективности производственного обучения, страница 2

Следствием традиционного обучения является чрезмерная нагрузка на учащихся, так как они усваивают не только ту информацию, которая действительно необходима им сегодня, а все, что предусмотрено учебными программами. Горазда важнее умение самостоятельно работать с информацией, совершенствовать свои знания, умения и навыки в разных областях, приобретая новые знании. «Знания, даваемые насильно, душат разум» - утверждал А.Франс. 

Таким образом, при традиционном обучении наблюдается разрыв между теми требованиями, которые предъявляются к человеку в процессе обучения и которые предъявляются в реальной профессиональной деятельности. С целью разрешения этой проблемы и была взята мною тема дипломной работы – «Нетрадиционные приемы мотивации и актуализации опорных знаний, как средство повышения эффективности производственного обучения».

Цель исследования:

-  используя деловую игру при проведении водного инструктажа воздействовать на эмоциональное состояние  учащихся, вызвать положительные эмоции, способствующие улучшению профессиональной подготовки;

-  сравнить уровень качества усвоения профессиональных знаний, умений и навыков при проведении традиционного урока и урока производственного обучения в форме деловой игры.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности современных педагогических технологий, применяемых в профессиональном образовании.

2. Изучить  сущность активных методов обучения и традиционного обучения, обосновать  выбор технологии.

3. Изучить  сущность деловой игры или игровой технологии обучения.

4.Спроектировать урок-игру производственного обучения (обобщение и систематизация) «Строительными тропами» и традиционного урока производственного обучения. систематизация) «Строительными тропами» и традиционного урока производственного обучения. 

5. Провести анализ и самоанализ уроков, используя результаты успеваемости, рефлексию учащихся.

Объект исследования – процесс производственного обучения по специальности «Производство строительно-монтажных и ремонтных работ», единичная квалификация «Каменщик».

Предмет исследования –  нетрадиционные приемы мотивации и актуализации опорных знаний на уроках производственного обучения.

Гипотеза. Если на вводном инструктаже урока производственного обучения применить игру, как способ мотивации и актуализации опорных знаний, можно ожидать повышение эффективности учебного процесса за счет положительного эмоционального состояния учащихся.

Методология и методы исследования.     Методологической основой исследования явились системный,  аксиологический и акмеологический подходы.

Системный подход (н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин и др.) позволил составить целостное представление об индивидуальной деятельности мастера производственного обучения как педагогической системе и разработать план урока как целостной системы.

 Деятельный подход (Л.С.Рубинштейн, П.Я.Гальперин и др.) дал возможность определить цели уроков производственного обучения и особенности методики их проведения.

Акмеологический подход (Н.В.Кузьмина, Н.В.Кухарев и др.) позволил выявить особенности деятельности и личности мастера производственного обучения, которые обеспечат готовность мастера к эффективному осуществлению профессиональной деятельности и возможность достижения вершинности в профессии.

Методы исследования – изучение нормативных документов, психолого-педагогической, методической литературы, изучение современного педагогического опыта, планирование, конструирование.

Теоретическая значимость исследования. Раскрыта сущность понятия, «активные методы», «игровые технологии». Определены цели, содержание и особенности методики проведения уроков в учебной мастерской. Спроектирована технология  формирования профессиональных умений на уроках производственного обучения. Изучены особенности и сущность активных методов обучения (деловой игры) и традиционного обучения.

Практическая значимость исследования. Разработана и апробирована методика формирования профессиональных умений на основе использования игровой технологии обучения и традиционной,  выявлены критерии ее эффективности. Разработан дидактический материал.