Нетрадиционные приемы мотивации и актуализации опорных знаний, как средство повышения эффективности производственного обучения, страница 18

В данной дипломной работе построена древовидная и линейная структурно-логическая схема, представлены основные определения. Данные структурно-логические схемы представляют последовательность  технологии выполнения кирпичной кладки, они предназначены для создания ориентиров мыслительной деятельности при поэтапном формировании умственных действий.

При проведении организационной части урока, мастер производственного обучения использует рецептивный метод и фронтальную форму организации учебной работы. Во время проведения вводного инструктажа, при проведении  первого конкурса-разминки «Подбери себе пару», учащиеся работают с карточками, используется частично-поисковый метод и фронтальная форма проведения конкурса. При проведении конкурсов «Морской бой» и «Верю – не верю» мастер п/о использует частично-поисковый метод и парную форму проведения занятия, в конкурсе «Блиц турнир» используется парная форма проведения занятия и репродукцивный метод, учащиеся работают с карточками-задания. В конкурсе « Я – и техника безопасности» мастер производственного обучения использует проблемный метод и парную форму проведения конкурса.

ЛОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

п/п

Понятие

Определение понятия

1.

Каменная кладка

Конструкция из камней уложенных на строительном растворе в определенном порядке

2.

Рабочее место каменщика

Участок возводимой стены и часть примыкающей к ней площади на которой размещаются материалы, инструменты и передвигается сам каменщик.

3.

Прочность кладки

Свойства кладки воспринимать нагрузки от конструктивных элементов.

4.

Устойчивость кладки

Свойства  кладки сохранять проектное положение при воздействии на нее горизонтальных нагрузок.

5.

Ложок

Длинная боковая грань кирпича.

6.

Тычок

Короткая грань кирпича

7.

Постель

Две противоположенные наибольшие грани, которыми кирпич кладут на раствор.

8.

Верста

Крайние ряды кирпича в ряду кладки, образующие поверхность кладки.

9.

Система перевязки

Порядок укладки кирпичей относительно друг друга.

10.

Однорядная система перевязки

Порядок укладки кирпичей, который характеризуется чередованием  тычковых и ложковых рядов.

11.

Трехрядная система перевязки

Порядок укладки кирпичей, который характеризуется чередованием трех ложковых рядов и одного тычкового.

12.

Многорядная система перевязки

Порядок укладки кирпичей, который характеризуется чередованием тычкового ряда через пять-семь ложковых.

При проведении текущего инструктажа в конкурсе «Учеба и труд рядом идут» используется практическая работа учащихся.                                                                                                               

ЛИНЕЙНАЯ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Технология кирпичной кладкиорганизация рабочего места – 1 зона рабочая, 2 зона складирования материалов, 3 зона транспортная;- система перевязки швов – однорядная , многорядная, трехрядная- стены, углы, столбы – стены, углы- столбы, простенки до 1 м. – способы кладки- вприжим, вприсык, вприсык с подрезкой раствора, вполуприсык; -  процесс кладки – выбор инструмента, приспособления, инвентаря – применение порядовок и причалок – раскладка кирпича на стене, расстилание раствора –- техника безопасностиоценка качества.

ДРЕВОВИДНАЯ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

ПРЕДМЕТНЫХ ЗНАНИЙ