Нетрадиционные приемы мотивации и актуализации опорных знаний, как средство повышения эффективности производственного обучения, страница 14

Процесс формирования умений и навыков в динамике показан на рис.1.3.

Структура процесса формирования умений и навыков отражает последовательность его компонентов во времени. Обозначена начальная позиция (исходный уровень умений и навыков у учащихся), середина процесса (деятельность мастера производственного обучения, деятельность учащегося) и его окончание (результаты формирования умений и навыков).

Деятельность мастера производственного  обучения

Цели формирования умений и

навыков

Состав умений и навыков

Мотивы учения

Деятельность учащихся по овладению умениями и

навыками

Мотивы формирования умений и

навыков

Результаты формирования умений и

навыков

Рисисунок.1.2. Структура процесса формирования профессиональных умений и навыков у учащихся (в статическом разрезе)

Цели формирования

умений и навыков

Деятельность мастера производственного обучения

Условия формирования

 умения и навыков 

Мотивы

формирования

Результаты формирования умений и навыков

Исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся

Содержание действий, операций, видов работ которыми нужно овладеть

Деятельность учащегося по овладению умениями и навыками

Рисунок. 1.3. Динамическая структура процесса формирования профессиональных умений и навыков у учащихся.

Процесс формирования профессиональных умений и навыков состоит из нескольких этапов. На каждом из этапов этот процесс включает все компоненты его динамической структуры. В результате проведенных нами исследований можно выделить следующие этапы формирования умений и навыков: первоначальные умения; стабильные умения и навыки; основы профессионализма и мастерства; профессионализм; мастерство. Первые два этапа и частично третий протекают в период обучения в учебном заведении, остальные – приходятся на период самостоятельной работы на производстве.

Особенности процесса формирования профессиональных умений и навыков у учащихся профтехучилища обусловлены структурой и характером производственного обучения, которые в свою очередь, определяются содержанием и характером труда квалифицированных рабочих, содержанием профессионального образования в зависимости от специфики отдельной профессии, группы родственных профессий.

В зависимости от этих факторов в теории производственного обучения рассматриваются три группы трудовых процессов по характеру их отношения к процессу обучения: процессы, легко разделяемые на самостоятельные части; органичные, неразделяемые процессы; процессы, представляющие нечто среднее между первым и вторым.

Выделяя элементы трудового процесса с учебной целью необходимо учитывать не только технико-технологические, но и психофизические его основания, а так же психолого-педагогические закономерности и реальные условия обучения. Это позволит заранее строить и планировать процесс формирования профессиональных умений и навыков и управлять им в ходе производственного обучения.

Для психофизического обоснования формирования умений и навыков большое значение имеет теория Н.В.Анохина о замкнутых контурах в структуре действий, в которой раскрыта дискретность трудовой деятельности, определяемая на трех уровнях – биомеханическом, физиологическом и психофизическом.

Задачами психолого-педагогического обоснования механизма формирования умений и навыков наиболее полно отвечает теория поэтапного формирования действий и ориентировочной основы деятельности Л.Я.Гальперина, ее дальнейшие разработки применительно к практическим действиям и характеристики трудовых умений и навыков, выявленные Е.А.Милеряном и В.В.Чебышевой.

Компоненты, названные «Условия формирования умений и навыков», «Исходный уровень знаний, умений и навыков учащихся», «Результаты формирования умений и навыков», в отличие от остальных раскрываются только на основании опытных и экспериментальных данных.