Нетрадиционные приемы мотивации и актуализации опорных знаний, как средство повышения эффективности производственного обучения, страница 7

Таким образом при традиционном обучении наблюдается разрыв между теми требованиями, которые предъявляются к человеку в процессе обучения и которые предъявляются в реальной профессиональной деятельности.

1.3. Теоретические аспекты активных методов обучения и их классификация

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Педагоги, отмечая равнодушие у обучаемых к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, пытаются конструировать более эффективные формы, модели, способы, условия обучения. Однако, как справедливо подметил А.Вербицкий, зачастую активизация сводится либо к усилению контроля за работой учащихся, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение все той же информации с помощью технических средств обучения, компьютерных информационных  технологий, резервных возможностей психики [8, с. 91].

Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учений, включения в его учащегося на  уровне не только интеллектуальной, но и личностной и социальной активности.

Уровень проявления активности личности в обучении обуславливается основной его логикой, а так же уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.

В соответствии с традиционной логикой обучения, включающей такие этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в практическую деятельность, выделяют три уровня активности:

-  активность воспроизведения – характеризуется стремление обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу;

-  активность  интерпретации – связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами  применения знаний в измененных условиях;

-  творческая активность – предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таким психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя, как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я».

Все сказанное выше выходить на понятие «активное обучение».

А.Вербицкий интерпретирует  сущность этого понятия следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.

М.Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:

-  принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

-  достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодичной, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

-  самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.