Политическая инженерия. Проблемы политики и организации политического действия (Лекция президента международной методологической ассоциации), страница 9

Второй момент, который нами опять довольно часто не учитывается и в этой политической структуре тоже не учитывается. В социальных системах, или в общественных системах практически никогда не работает та схема, которая у нас сидит в головах. Если мы готовим план или проект или программу некоторую, то на самом деле людям никогда нельзя ее внедрить. Такого не бывает по той простой причине, что если люди включены в разные системы, и они, как правило, как только появляется план или программа, думают о другом: "Зачем ему это нужно? Что он от нас хочет? Как это у нас будет? Почему он первый?" И массу разных других вопросов. А поэтому первое их действие - это реакция на уничтожение программы, какой бы она хорошей ни была, причем по совершенно разным основаниям. А это означает следующую вещь: например, совершенно бессмысленно писать политическую программу, ее предлагать, и думать, что, если она разумная, то ее возьмут  и сделают, поскольку за каждой политической программой стоит совершенно другой способ действия. Это означает, что на каждом рабочем месте нужно действовать иначе. А с чего это человек будет действовать иначе? На самом деле эта структура очень инерционная, и чаще всего люди найдут миллион причин, почему так действовать в наших условиях нельзя, и будут действовать по традиции. Вы зря смеетесь — это реальность жизни, и исходить надо из нее, это, в общем, нормально. Если бы так люди не действовали, давно бы все развалилось, если бы они все вместе начинали действовать по-разному. Тем не менее, когда начинается предложение другого проекта и программы, то это означает другой способ действия. А другой способ действия людьми, как правило, не воспринимается, хотя слова могут быть восприняты.

А поэтому второй принцип - назовем его "принцип авторизации" - заключается в том, что для эффективного действия та или иная политическая сила должна и вынуждена вокруг себя сама формировать тот новый тип или способ действия, который затем должен распространяться. Если те люди, которые предлагают программу, сами этого делать не могут, то 100 процентов, что этого никогда не будет. Когда нам экономисты или правительство говорит, что надо переходить к рынку, сами при этом не заработав в рынке ни рубля, не умея этого делать и, вообще, не понимая дух и способ этого действия, то можно на 100 процентов сказать, что это не произойдет, потому что и другие тоже этого не делают. Можно словом "рынок" обозвать все что угодно — эффекта никакого не будет.

Предположим все же, способ или тип действия каким-то образом сформируется - на это, конечно, время потребуется. Тогда третий шаг такого социального действия состоит в следующем. Как и когда воспринимается другой способ действия? На самом деле он воспринимается только в одном случае: если люди не могут что-то сделать и попадают в проблемную ситуацию. Соответственно, третье действие состоит в том, чтобы увидеть эту ситуацию, которую выбранный вами способ действия решает, или ее создать. Тогда в этот момент, когда этот способ передается, люди могут его воспринять. Это совершенно железный закон, даже для довольно гибких рыночных обществ и государств. Скажем, в 1991 году я был в США, беседовал с людьми. Люди мне говорили: у нас кризис, у нас спад, показывали гигантские предприятия, которые недостроены, законсервированы, потому что не хватает денег и так далее. Потом, когда я побеседовал с людьми достаточно высокого уровня, которые рулили экономикой, они мне сказали: "Кризис, конечно, есть, но он есть у них, и его целенаправленно и специально создали".  Я говорю: "Зачем? Чтобы люди мало зарабатывали и так далее?" Они говорят: " Мы отстаем от Японии по ряду видов производств, заставить американцев заниматься другим делом, чем они привыкли, совершенно невозможно, поэтому в ряде отраслей нужно устроить кризис и дать льготы в других направлениях. Тогда они помыкаются, помыкаются и начнут переучиваться, а к этому времени созданы будут учебные заведения, начнут переезжать в другие места - куда-нибудь в Калифорнию, где такие производства есть - и начнут работать и зарабатывать. Иначе, без кризиса, совершенно невозможно". Поэтому фактически действия политиков на этом этапе состоят в том, чтобы эта кризисная ситуация создалась, но чтобы был уже и тот способ, которым эту кризисную ситуацию можно преодолеть. И третьим шагом он, соответственно, создает ситуацию, создает прецедент ее решения: что, вообще говоря, так можно действовать. А следующим шагом он должен сделать и описать это как образец: что не просто так можно делать, что это не случайное явление, а что так оно и происходит.