Политическая инженерия. Проблемы политики и организации политического действия (Лекция президента международной методологической ассоциации), страница 20

Из зала: В одной из прибалтийских республик  выбрали же одного такого иностранца…

Попов С.В.: Да, было такое. Но он в действительности не по контракту был. И потом, вы понимаете, есть очень большая разница: в однородной маленькой стране и в России. Поскольку Литва, Латвия, Эстония - они однородны и отчетливо понимают, что денег на прожитье им надо очень мало. Один литовский миллионер, который будет выбран в качестве президента, вполне способен натащить столько денег, чтобы они, не работая, жили. Их мало. Поскольку литовская диаспора обладает деньгами в количестве большем, чем все они здесь вместе взятые, то каким-то количеством долларов они скинутся. Это было главным аргументом в выборе. Тут решался вопрос совершенно другой, не относящийся к политике. Они настолько маленькие, что своей собственной политики вести не могут. У них вопрос еще и другой: им надо присоседиться либо к нам, либо к Западу. Они все время, как их называли? — "пуговицы на кафтане Европы": их все время застегивают то в одну сторону, то в другую. Они это хорошо прочувствовали и прекрасно знают, что эти два фактора им обеспечат спокойную жизнь. Вот критерий такого выбора. То есть там такой сложной структуры политического самоопределения, как в нашей стране, там ее нет и, собственно, быть не может. Даже если бы они о себе слишком много подумали, что с ними происходит регулярно, они знают: танки либо с одной стороны, либо с другой — вариантов нет! Поэтому надо просто куда-то включиться и тихо-мирно сидеть. А денег за это дадут.

Из зала: Можно ли что-то предложить по коррекции этой тупиковой ситуации? Если в экономике есть какие-то пути, то как быть в этой ситуации? Заняться воспитанием, образованием? По программам у нас политиков не выбирают и не могут выбирать, у нас выбирают по личным качествам. Это примитивно. Но как тогда выбирать?

Попов С.В.: Во-первых, кто вам сказал, что их выбирать надо, политиков? Откуда такое предположение? Вообще-то такого никогда не было в России и, я думаю, что никогда не будет. Избиратели вовсе ни плохи, ни хороши — они такие, какие есть, и нормальный политик имеет дело с тем народом, который имеет. Не заселят же сюда голландцев или немцев, их не хватит просто даже на Омскую область. Поэтому дело совершенно не в этом. И люди, кстати, совершенно не глупые, они достаточно отчетливо внутри себя понимают, что выбирай, не выбирай - реально ситуация не сильно изменится. Скажем, один им не нравится потому, что вор. Кстати, я здесь в первый раз в жизни в Доме политпросвещения, в туалете вашем, наблюдал фантастическую вещь: обычно там другие слова пишутся, а здесь пишут: "Такой-то - вор". Политика добралась до самого сокровенного места. Может быть, это уже есть и в других городах, но честное слово, я не видел нигде, кроме Омска. Политическое сознание народа уже глубоко проникло! (Смех в зале)

Давайте разберемся сначала с выборами. Ведь структуры самоуправления люди регулярно сами создают. Вы можете, например, выбрать в рабочей бригаде себе бригадира, поскольку каждый из участников этого процесса достаточно хорошо понимает смысл процесса, достаточно квалифицирован, он его видит целиком, и он вполне компетентен, чтобы сказать: "этот человек хорошо организует, потому что он обладает этим знанием", причем каждый из этих людей обладает этим знанием. Если вы начнете это дело расширять, скажем, в микрорайоне организуете систему самоорганизации. Вообще говоря, житель тоже может в этом участвовать, поскольку есть ряд функций, которые хорошо известны, которые кто-то должен выполнять: мусор убирать, подметать, водопровод и прочие разные вещи, в которых каждый из этих людей тоже достаточно компетентен. Но на следующем шаге, когда вы укрупните систему, вы попадете в следующую ситуацию: вот избиратель, перед ним некая общность или система, которую он не понимает, как она устроена. Например, в городе девяносто девять процентов даже не понимают, как он устроен, что внутри этого города, какие социальные, какие технологические процессы. Это уже очень сложная экономика. Как он должен тогда избирать? Да никак он на самом деле не может. Поэтому единственный у него способ - это передать свои права кому-то другому, который, как он считает, способен. Вот этот механизм - он существует или нет? Если он не существует, вы выборов осуществить не можете. Там, где политическая жизнь образовалась в том виде, как нам теперь ее пытаются перенести, в западной культуре, там этот механизм есть. Он очень разный в разных странах, но, тем не менее, он в каком-то виде существует, поскольку за этим человеком стоит определенная, например, партия, которая очень долго вырабатывает эти пути решения, там есть специалисты, они неоднократно в истории показывали, что они могут, какие проблемы у них были. И поэтому человек выбирает не отдельного этого субъекта, а то, что за ним стоит.