Политическая инженерия. Проблемы политики и организации политического действия (Лекция президента международной методологической ассоциации), страница 3

Когда вся эта машина работает и работает на массовый спрос, который здесь существует в соответствии с его колебаниями, тогда у вас возникает торговая инфраструктура, хотя материально, куда бы мы ни пришли, везде, в общем, все одинаково. Поэтому инфраструктура - это способ организации движения материальных ресурсов безотносительно к их наполнению. То есть в такой инфраструктуре совершенно без разницы, что продавать, главное - чтобы был вот этот механизм оборота товаров. Там меняется не экономическая составляющая, поскольку важен максимальный оборот, важен постоянный спрос, а не количество продукции, которую вы продали, и сумма прибыли, которую вы при этом получили. Поэтому материально может не отличаться тот или иной объект, а по организации они совершенно разные.

То же самое с транспортом. Плавает корабль, в него грузят контейнер и везут из Европы в Америку и обратно. Они все время плавают туда-сюда. Когда вы организуете перевозку из одного места А в другое место Б, как вы это организуете? Вы объявляете, что есть корабль, ждете, когда наберется достаточное количество товаров, их загружаете и везете, получаете деньги. В точке Б, соответственно, все начинается опять: каждый раз обсуждается вопрос перевозки. Когда же вы соорганизуетесь с десятками и сотнями кораблей и считаете все эти потоки, то вы делаете другую вещь: вы берете и там, где большие потоки, считаете, что там надо сто кораблей, если они будут туда-сюда плавать - 50 туда, 50 обратно постоянно, то они в принципе этот грузопоток всегда освоят. Когда вы это все соорганизовали, то выясняется, что вы начинаете принимать заказы всегда — совершенно безотносительно к тому, куда корабли конкретно поплывут. Корабли ездят туда-сюда, без всякой остановки, по расписанию. А вы в зависимости от количества накопленных товаров сразу грузите в первый подъехавший - и он опять уехал. Когда вы такую штуку делаете, то вы концентрируете на себе все грузопотоки. Корабли те же самые, порты те же самые, склады те же самые, просто они по-другому устроены. Они устроены как постоянная канализационная или водопроводная система. Тогда товар, который вы везете, для вас совершенно не важен. Вы организуете систему транспортного передвижения всех на свете видов товаров. Экономический эффект получается очень большой именно потому, что организация отдельной транспортной перевозки много дороже, чем постоянное фукнкционирование всей сети.

Я не знаю, отвечаю я на ваш вопрос? Это форма организации, а материально она может быть выражена в совершенно разных объектах, может быть, даже неотличимых. Вы не отличите самолеты, которые встроены в систему инфраструктуры, от отдельного самолета. У нас же сейчас та же самая ситуация. Есть у нас авиакомпании, которые работают не очень хорошо, которые ждут, когда наберется большое количество билетов, после этого летят не по расписанию. Они осуществляют перевозку. Такое тоже может быть, но оно не очень эффективно.

Валентин Заславский: Есть мнение, что ассоциации городов и регионов работают больше на федеральные структуры, чем на региональные. В связи с инфраструктурой: есть ли сегодня возможности у ассоциаций городов, регионов что-то выдать на федеральный уровень? Тогда какая политика должна или может быть? Компенсация бездействия федеральных структур? Или противостояние федеральным структурам?