Политическая инженерия. Проблемы политики и организации политического действия (Лекция президента международной методологической ассоциации), страница 14

В этом плане, если вы посмотрите программы политических партий и их действия, то даже у нас, поскольку они все-таки вынуждены какую-то видимость политики соблюдать, ведь каждый настаивает на разной картине того, что у нас происходит в обществе. Одни говорят: у нас катастрофа, потому что недоделаны реформы. Другие говорят, что у нас катастрофа (в этом они почему-то сходятся - тоже, кстати, понятно, почему сходятся - потому что временной выбор реформ квантован по времени, то есть каждые четыре года, а между ними еще всякие выборы, и каждый раз мобилизовать избирателей можно только одним - ощущением полной безысходности и катастрофы, когда ему надо бежать именно сейчас, иначе через полгода не будет картошки и горячей воды) именно потому, что эти реформы делали эти деятели "типа рыжего Чубайса". Вот если бы они не делали, то этого бы не было. Формируется ситуация выбора той или иной картины, интерпретации происходящего, а люди уже ориентируются и, соответственно, бегут туда или в другую сторону, выбирая относительно себя. И именно поэтому проблема честности в политике состоит совершенно в другом. Она состоит в проблеме нравственного действия, а не в обсуждении конкретных дел. Поэтому "грязная", не "грязная" - это уже вопрос другой.

Из зала: Возможен ли конкурс политиков? И кто может этот конкурс провести? Компьютер, допустим?

Попов С.В.: Компьютер точно не может.

Из зала: Но без конкурса политиков невозможно никакое правительство. Попадают люди случайные.

Попов С.В.: Политика — это более сложная вещь, чем профессиональные области. С помощью конкурса вы, конечно, можете отобрать людей определенной квалификации. Но вы не сможете сделать другое. Дело в том, что проблема политика - это не только проблема квалификации. Это проблема создания вокруг себя того движения, которое несло бы в себе тот или иной способ действия, чтобы люди это могли и умели делать. Поэтому конкурсная система, наверное, здесь возможна, именно в плане квалификации по тем или иным областям, но в политике конкурс фактически только естественный: кто кого победит, но уже на реальном плацдарме. У нас все время обсуждается вопрос, но, кстати, его и греки  задавали: почему же это так получается, что как правило, приходят к власти не самые умные люди? Аристотель теоретически выводил, что по идее, философы, которые видят суть вещей и понимают процесс, вот они должны руководить. На самом деле все совершенно иначе, поскольку самым главным руководителем должен быть не тот, который все понимает и все хорошо знает, а тот, кто соответствует реальному духу и состоянию народа и населения. Именно он способен их повести. Поэтому не очень образованный, прямо скажем, Иосиф Виссарионович Сталин вполне мог вести за собой огромные толпы , поскольку он был как бы из середины, то есть он хорошо понимал это вот граничное условие, где нельзя слишком умно действовать, и люди шли за ним. Поэтому здесь  совершенно другая проблема. Она состоит в том, чтобы политику угадать тот тип действий населения, на которые оно способно, и не делать действия, на которые оно не способно. А это означает, что определенный тип жизни и деятельности политик обязан нести на себе. Но это не квалификация, профессиональная, которую можно за счет конкурсов выиграть. Это тот жизненный тип, который на него "надет". Он и привлекает к себе людей, которые за счет этого организуются. Хотя политик может быть довольно плохим организатором, управленцем и так далее. Это гораздо более сложная вещь, ее конкурсами не выявишь.

Александр Пономарев: Мы обсуждаем, что у нас в стране - реформы или трансформация?

Попов С.В.: У нас сейчас, с точки зрения политической, реформы точно нет. Некое подобие реформ произвели, когда выборность ввели, но политического сдвига нет. Поэтому я даже не знаю, как это назвать, такое идет медленное разложение и деградация, именно разложение политических структур. В какой момент и как это сломается и "выстрелит", — посмотрим. Но партии или группы партий, которые бы могли на себе замкнуть и понести определенный способ действия, их пока не очень наблюдается. Может быть, они появятся.