Политическая инженерия. Проблемы политики и организации политического действия (Лекция президента международной методологической ассоциации), страница 2

Если взять Китай, то там, по-видимому, полностью господствует такая тройная схема, которую они, собственно, реализуют (рисует схему). На среднем уровне у них господствует азиатский способ производства: строительство больших систем, где живет гигантское количество людей, сейчас промышленность так же устроена, почти так же, как у нас, может быть, немножко по-другому. И на этом живет гигантская бюрократия. Эта бюрократия, нельзя сказать, плохая она или хорошая, она очень продуктивна, в том смысле, что обеспечивает жизнь большого количества людей, точно зная, что она от них зависит, а поэтому не уничтожает ни эти большие системы, ни людей, давая им возможность жить. Есть очень большой слой, который сейчас максимально освободили, - это мелкие производители, ремесленники, крестьянство и прочие. Там структура устроена очень семейно, общинно и как бы кланово, какая-то там у них внутренняя структура, которая имеет  свою  экономику, совершенно свои законы жизни. А императорская власть, что то же самое, что коммунистическая власть сейчас, она отделена от этой жизни, существует сама по себе, по своим собственным законам: такая государственная бюрократия. И эти слои настолько автономно живут, что вся история Китая заключена в том, что даже, когда поднимались восстания и менялись императоры, вся эта структура воспроизводилась и оставалась в совершенно неизменном состоянии. В этом плане в Китае, может быть, самая сильная в мире схема самоидентификации, которая не позволяет никаким течениям, даже коммунистическим, очень сильно изменить общую структуру. Поэтому там совершенно другой тип государства. Я бы не стал это дальше обсуждать, это совершенно другая тема. Еще какие вопросы?

Игорь Тихоненко: Возможна ли инфраструктура без материальных носителей и как появляется инфраструктура? Вроде, инфраструктура существует как целое, охватывающее чего-то. Как она возникает? Нет ее, потом раз - и появилась.

Попов С.В.: Как я понимаю, этот вопрос вы задаете уже много лет. Приятно, конечно, что вы этим интересуетесь, но за эти много лет можно было бы этот вопрос решить каким-то образом. Инфраструктура, или инфраструктурная организация, что точнее, конечно, подразумевает материальные носители, но в значительной степени она связана со способом организации.

Давайте рассмотрим это на простом примере. Смотрите: торговля как устроена? Торговля устроена таким образом. Есть точка торговая, куда приходят люди и, соответственно, покупают. Соответственно к этому должны быть устроены склады, которые дожны иметь тех производителей, которые в них - в эти склады - осуществляют крупнооптовые торговые поставки. Когда торговля так устроена, она устроена не инфраструктурно.

А сейчас очень многие, особенно западные фирмы, пытаются это устроить сетевым образом, инфраструктурно. Что это означает? Это означает совершенно другой принцип организации, хотя все то же остается: магазинчики, люди, склады, товары, — но принцип в том, что этих точек должно быть много, и организация не должна замыкаться на одной. Товары, которые продают, могут меняться. Все вопросы складов и транспорта решаются отдельно. То есть обсуждается вопрос торговли в принципе, совершенно неважно, чем. Оборудование этих точек тоже создается совершенно отдельно. Вы знаете, что основной принцип оборудования торговых точек сейчас - это чтобы быстро собрать и разобрать. И все торговое оборудование - оно не прикреплено ни к стенам, ни к чему. Меняется тип торговли, меняются условия торговли, меняется помещение, начинается миграция населения - это все достаточно быстро разбирается, ликвидируется и собирается в другом месте, по другому поводу, по другим видам товаров, чтобы, например, если вдруг изменилась конъюнктура, можно было бы раз - и на месте этого магазина, или рядом с ним, или внутри него создать другие отделы.