Политическая инженерия. Проблемы политики и организации политического действия (Лекция президента международной методологической ассоциации), страница 13

Игорь Тихоненко: Возможен ли честный политик?

Попов С.В.: Вот это хороший вопрос. Только я должен спросить, что означает "честный"?

Игорь Тихоненко: Вот здесь, как Вы написали, он все время врет. Он говорит, что мы победили, хотя на самом деле не победили, он говорит, что надо делать одно, хотя на самом деле надо делать совершенно другое. В итоге он постоянно врет. В итоге может ли он поступить в целом честно?

Попов С.В.: Скажите, а вы в своей жизни как - совсем честный человек?

Игорь Тихоненко: В большинстве случаев, да. Когда нужно соврать, я умалчиваю.

Попов С.В.: Когда вы приходите в какое-нибудь новое место или разговариваете в офисе, встретились с женщиной, вам надо от нее чего-нибудь. Пусть это будет ЖЭК. Неужели вы не скажете: "Как вы хорошо выглядите", цветочки не подарите для того, чтобы у нее внимание отвлеклось от вас и она решила, что вы человек хороший, следовательно, вам надо помочь - там бумажку быстрее напечатать или еще чего-нибудь. Вот что вы при этом делаете? Вы на самом деле реализуете эту структуру, которая в обществе существует, и которая состоит в следующем: тот, с кем вы сталкиваетесь, он обладает способностью понимания себя, понимания вас и у него есть другие интересы, отличные от ваших. К примеру, у вашей условной женщины в ЖЭКе - у нее совершенно другие задачи: она, вообще-то, шла поболтать с подругой, а тут вы появились. И вам совершенно необходимо это трансформировать, причем таким образом, чтобы человек еще себя и обиженным не почувствовал. Если она обидится, то она вас пошлет и пойдет разговаривать с подругой, поскольку для нее это важнее, чем ваше дело. А это что означает? А это означает каждый раз, что впрямую, если вы придете и совершенно честно скажете: "Ты что тут делаешь, почему ты пошла? У тебя инструкция сидеть на месте и выдавать мне бумажки". Что вы получите в ответ? Вы это прекрасно понимаете. Но вы поступите абсолютно честно. И она ведь тоже будет понимать, что вы поступили честно, но будет о вас думать... Ну ладно. Это в простейших случаях. А в сложных случаях - что значит врет?

Ну, жизнь в общественных структурах, вообще, устроена таким образом. Есть же совершенно другие вещи. Например, вы смертельно больному человеку не говорите, что он скоро умрет. Вы можете это ему сказать, но тем самым вы нанесете вред человеку. Оставшееся какое-то время, вместо того, чтобы более или менее спокойно дожить, он будет переживать. И в этом плане абсолютная частность, как вы ее понимаете прямолинейно, на самом деле в обществе просто вредна. Люди живут в структуре смыслов, в структуре интересов, в структуре своих собственных движений. Поэтому ничего другого вы никогда ни в каком обществе сделать не сможете. Вопрос же честности совершенно в другом. Вот, скажем, вопрос честности или правды в общественных структурах – в чем он? Вы не должны их обманывать в своих нравственных и моральных принципах. А вот в действиях все обманывают каждый раз. На каждом шагу.

Из зала: А потом получается, что обманывают во всем…

Попов С.В.: Нет, кстати, не обманывают. В этом смысле тот же Владимир Ильич говорил одну такую вещь: самая эффективная политика - это принципиальная политика. Что означает принципиальная политика? В этой структуре действий, которую я вам нарисовал, можно считать, что в этот момент вы врете, так же, как во всех остальных: вы же не говорите свои планы, поскольку как только вы скажете свои планы, целиком или в том виде - натуральном и честном - их начнут трансформировать. Но вы же можете сказать другое (и, кстати, нормальные политики именно это и говорят): они обсуждают свои принципы, как они будут действовать, но не свои действия, поскольку они все находятся во враждебном окружении. Поэтому на каждое действие есть свое противодействие. Собственно, проблема политики в этом и состоит: в том, чтобы трансформировать состояние. И, между прочим, я вам про это говорил и рисовал, что задача политики - не прямое действие, а таким образом сформировать картину происходящего, чтобы люди сами двигались в том направлении, в котором нужно, и сами делали свой выбор. В этом, собственно, проблема честности в политике.