Политическая инженерия. Проблемы политики и организации политического действия (Лекция президента международной методологической ассоциации), страница 5

Когда эти четыре момента возникают, то, собственно, и осуществляется политическое, а не государственное действие. Если государство в этот момент молчит и ничего не говорит, а кто-то все это производит, причем не за счет прямых экономических, силовых и других действий, а производит чисто воздействием на сознание, настроение и деятельность людей - здесь, собственно, и начинается политика и политическое действие. Как только мы эту картинку усложним, и здесь появляется другой человек, который говорит: "На самом деле вас обманывают, все обстоит совершенно иначе". И объясняет, что он тоже беспокоится за целое и за каждого из них, что надо делать другое, и что передавать свои полномочия по выполнению общих обязательств надо другому. Вот здесь-то и возникают то политическое действие, которое потом дальше обсуждается как политика. Для того, чтобы эта политическая деятельность сформировалась, в странах создавались, как правило, такие места для политического действия, и образовывались соответствующие структуры и организации, например, партии и т.д.

Таким образом, сущность политики и политического действия состоит в том, чтобы сформировать картину, сделать ее общей, привести в состояние "объективной картины". Потому что если, к примеру, не прибежит гонец и не сдохнет посередине города с криком: "Нас убивают!", то никто, особо, не поверит. Это должно быть сделано. И должна быть осуществлена акция или действие по механизму передачи полномочий. Если этого нет, то структура политического действия не формируется. У нас это часто путается с деятельностью государственных чиновников. Государственные чиновники обладают совершенно другими - государственными - рычагами управления. А вот когда не обладают и прямые действия осуществлять нельзя, а они осуществляются через посредство каких-то картин, лозунгов и других действий, вот это уже политическая деятельность.

Если мы с этой точки зрения посмотрим на картинку, которую вчера рисовали, то мы увидим следующую вещь. Как осуществляется политика в западных обществах, откуда к нам пришли понятия и представления о политике? Она осуществляется следующим образом. Граждане государства, в котором есть определенный государственный аппарат бюрократический, выделяют себе такое отдельное место, которое называется парламентом или как-то иначе, организуют политические партии, и вот эти политические партии пытаются все эти четыре или больше вопросов решить. Например, как в примере с коммунистическими партиями или с социалистическим движением, они объясняют, что общество разделено на классы, что идет классовая борьба, что победит пролетариат - вот это типичная картина, она передается людям, и отдельные люди начинают в соответствии с этой картиной общей программы действий действовать. Вместо того, чтобы тихо-мирно работать, они еще собираются на собрания, митингуют и т. д .

Кроме того, существуют механизмы передачи полномочий. Какие? Механизмы самые разные: это и демократические механизмы, и другие. То есть, каким образом отдельный человек делает своим представителем представителя той или иной партии в государственной структуре? А тот, в свою очередь, затем либо начинает выполнять соответствующие действия, либо не начинает. Отсюда и структура политических партий, парламентов и всех остальных вещей, которые мы с вами знаем как чисто политические.

В нашей стране ситуация совершенно другая. У нас фактически государство постоянно расширяет и из себя производит новые производственные, новые общественные структуры, социальные, образовательные и т.д. Оно, собственно, так в большинстве случаев и делает, и мы от него, собственно, этого ждем и требуем. Когда нам нужно развивать экономику, мы говорим, что нужно, чтобы государство что-нибудь по этому поводу соображало. В этом смысле, хотя политическая деятельность есть и осуществляется, и она связана со всеми этими проблемами, она на самом деле не является собственной для этого типа общества и все время натыкается на одну и ту же проблему. И проблема эта, можно сказать, кардинальная. И мы эту проблему все время видим. Предположим, кто-то из политических деятелей сумел за счет механизма - как у нас сейчас, демократического - собрать достаточное количество голосов того, что у нас называют "электоратом", и попытается занять какое-нибудь место, то, с чем он столкнется? и чем порожден нынешний, политический, с моей точки зрения, совершенно ужасающий кризис? Он связан с тем, что этот политический деятель не попадает в структуру работающего аппарата, а попадает совершенно в другую структуру - в ситуацию, когда фактически эта политическая структура должна из себя породить весь государственный аппарат.