Духовно-моральні основи розвитку соціально-економічних систем. Проблема морального чинника в економіці: історія і сучасність. Типізація соціально-економічних систем за моральним критерієм. Концепція духовно-моральної соціально-економічної системи, страница 28

Одним из ярчайших примеров действия нравственного закона служит и история Древнего Рима. Некогда могущественное государство, уже в первые десятилетия христианства  начинало постепенно разлагаться и терять свою мощь. Один из примеров – царствование императора Нерона, который преступным путем захватил престол и по свидетельству историков был причастен к крупнейшему пожару в Риме. Римская империя  была наполнена противоборством за престол, изменой, простые люди бедствовали, а элита или погибала в сражениях за престол или оканчивала жизнь самоубийством, в империи начался невиданный демографический кризис. В конечном итоге, уже в III веке Рим воскрес , но это была уже другая империя, империя, основанная на христианстве( император Константин Великий в IV веке (313 г.) признает христианство государственной религией).

Обратные примеры также есть и в жизни отдельных людей и в истории народов. Так за свою скромность и желание мудрости царь Соломон награждается не только мудростью, но и богатством, славой (царь славился своими мудрыми делами). Ветхозаветные праведники за свою благочестивую жизнь награждаются почетом, уважением, богатством (Авраам,Иов). В Ветхом завете вообще богатство , успех в земной жизни были признаками праведности.

В Новом Завете акценты смещаются не на земные последствия безнравственного поведения людей, а на решение их участи в вечной жизни. Но тем самым действие нравственного закона в земной жизни вовсе не отменяется. И мы попытаемся проследить его на примере  современного состояния  экономики и демографии в отдельных темах. Нравственный закон считается доминирующим и в нехристианских религиях.

                   Нравственный закон в нехристианских религиях.

Самыми точными выразителями  верований и жизненных понятий у древних греков были классические поэты, трагики, историки. Как свидетельствуют Гомер, Плутарх, Эсхил, Софокл, древние греки (язычники) приписывали своим богам абсолютную власть над природой , событиями в жизни отдельных людей и целых народов. Они считали, что все злоключения в жизни отдельного человека и народов (неурожай, гибель людей, животных, посевов, поражения в военных сражениях и т.п. , связаны с нарушением нравственного закона) .

Кроме христианства к основным мировым религиям относят также ислам, буддизм, индуизм. Религии Индии – индуизм и буддизм. Основное верование индийцев – вера в карму. Карма – совокупность всех поступков человека, добрых и злых, которая определяет всю его дальнейшую жизнь, включая ожидающие его счастье или беды. То какими были поступки человека при жизни- праведными или нет, определяется в каком теле он вновь родится после смерти (индийцы верят что человек бессчетно умирает и вновь рождается на земле.)Это учение о карме важно для нас из-за своего нравственного содержания. Каждый человек заново рождается в таком теле, какое более всего отвечает его нравственности во время прошлой жизни. Например,  злой богач, тиран, после смерти может оказаться обезьяной или попугаем, а добропорядочный слуга, бедняк – может  родиться вновь  учителем, князем, богатым человеком.  Ничто во всей вселенной не может воспрепятствовать добропорядочному человеку обрести после смерти  более совершенную жизнь, а злодею – стать более злым. Об этом говорится во всех книгах Вед, это исповедует буддизм. И это значит что нравственный закон Бога – абсолютен.

Нравственный закон является приоритетным и для ислама. В Коране говорится о том, что Бог  властен над небесами и землей ,Он дарует детей, сочетает браком мужчин и женщин, а кого пожелает – делает  бесплодными (сура 42).Он посылает дождь с небес (сура 39) Посылает землетрясения за обман и нечестивую жизнь (сура 11).Наказывает войнами за нечестивую жизнь и истребляет целые поколения (сура 10)

Вывод: Таким образом  теология  утверждает, что общественное развитие , в том числе и социально-экономическое развитие определяется в первую очередь действием нравственного закона. Эту точку зрения  доказывает детальный анализ исторических событий в жизни народов и цивилизаций . Однако существуют и другие доказательства , а именно – логические, философские и экономико-математические о которых мы скажем позже.