Духовно-моральні основи розвитку соціально-економічних систем. Проблема морального чинника в економіці: історія і сучасність. Типізація соціально-економічних систем за моральним критерієм. Концепція духовно-моральної соціально-економічної системи, страница 18

Гедонизм и эвдемонизм,  на первый взгляд, очень близки здравому смыслу.  В самом деле, ради чего живёт человек?  В чём смысл его жизни?  Большинство людей, не задумывающихся глубоко над нравственными проблемами, ответят, что человек живёт ради удовольствий, счастья, в этом его естественные потребности, и что удовольствие, счастье и есть добро.  Однако, даже если согласится с тем, что удовольствие или счастье есть добро, то добро нельзя отождествить с  удовольствием или счастьем.  В самом деле, добро может быть связано со страданием и даже с гибелью человека, когда, например, человек жертвует собой ради блага других людей. Любовь – это безусловное добро, но настоящая любовь всегда связана с самопожертвованием, отречением от эгоизма, собственного «я». Само удовольствие и счастье отдельного человека связаны не только с добром, но и со злом.  Так, чрезмерные удовольствия разрушают природу человека, ради собственного счастья, удовольствия иногда приходится вольно или невольно доставлять страдания другому человеку, целому обществу. Это видно на примере  современного состояния нашего общества, когда такое гедонистическое, эвдемонистическое «добро» одной части общества приносит страдания другой. Сейчас установки на гедонизм, эвдемонизм ярко используются в рекламе. Чтобы продать товар очень выгодно отождествить его приобретение с удовольствием, счастьем. Попав на эту «удочку наслаждений» человек оказывается жертвой потребительской гонки, приобретает зависимость от мира потребительских товаров , они становятся его идолами, ради  которых он живет.

 Но, несмотря на свой кажущийся оптимизм, гедонизм и эвдемонизм - это очень пессимистические учения.  В самом деле, жизнь человека связана не только с удовольствиями, а тем паче со счастьем, которые весьма кратковременны, а и со страданиями, часто трагическими. И в таком случае гедонизм и эвдемонизм ничего не предлагают человеку.  Собственно с их точки зрения такая полная страданий жизнь бессмысленна, а вещи и все земные блага не могут сделать человека счастливым. 

Теперь остановимся  на утилитарной морали. Утилитаризм стал одним из самых распространённых этических учений в Новейшей истории. В экономике это установка, ориентирующая человека на получение максимальной прибыли от всего, с чем он имеет дело.  Различают два вида утилитаризма: классический утилитаризм и утилитаризм средней полезности.  Классический утилитаризм утверждает общую пользу в качестве главного критерия добра.  Его основной принцип гласит: «Максимальная польза для максимального числа людей».  Крупнейшим представителем классического утилитаризма был английский учёный Иеремия Бентам (1748 – 1832).  Утилитаризм средней полезности направляет общество на максимализацию средней пользы, т.е. пользы каждого «среднего человека», или пользы на душу населения.

Однако утилитаризм любой разновидности имеет свои недостатки.  Во-первых, добро и польза здесь отождествляются.  Но добром может предстать и то, что в данный момент не приносит никакой пользы, как акт самопожертвования.  И то, что полезно, может быть сопричастно и добру, и злу.  И главная причина такого неправомерного отождествления добра и пользы состоит в «натуралистической ошибке», совершаемой утилитаристами.  Утилитаристы, как и гедонисты и эвдемонисты, не отличают добро как ценность, которая идеальна, от пользы, которая материальна.

Во-вторых, утилитаризм любой приносит в жертву пользы своей или общей другие интересы людей, например их свободу. 

В-третьих, утилитаризм решает вопросы с точки зрения «среднего» человека, перенося на всё общество его потребности, интересы, взгляды.  Он не проявляет должного участия к каждому человеку, особенно слабому, непреуспевающему.