Духовно-моральні основи розвитку соціально-економічних систем. Проблема морального чинника в економіці: історія і сучасність. Типізація соціально-економічних систем за моральним критерієм. Концепція духовно-моральної соціально-економічної системи, страница 13

Як наука економіка формується вже в епоху Нового часу в лоні протестантської цивілізації, в межах якої поступово народжується і раціонально-атеїстичний світогляд. Саме цей світогляд, поряд з протестантським, і накладає свій істотний відбиток на розвиток західної науки про економіку, в якій аж до середини ХХ століття панує прагматичний, раціоналістичний, механістичний підхід до економіки і до людини в ній, панує концепція економічної людини, і мораль підлаштовується під економіку.

Зовсім по-іншому розуміють призначення економіки, людини в економіці у теорії та практиці господарювання, що склалася у межах Православної цивілізації. Розвиток економіки розглядається як необхідна умова життя і розвитку особистості, духовного і матеріального розвитку суспільства. А ефективність економіки вважається функцією не тільки трудових та ресурсних можливостей, а, у першу чергу, релігійних, духовно-моральних, ментально-ціннісних, історичних, державних, національних, природних факторів [21].

Лекция 1

Мораль, нравственность, религия. Нравственный закон как закон, определяющий общественное развитие.

Первое положение, которое мы хотим доказать заключается в следующем: социально-экономическое  состояние общества, развитие экономики  в первую очередь зависит от духовно-нравственной и интеллектуальной  составляющих - духовно-нравственного и духовно-интеллектуального капитала народа, большинство  остальных факторов, например экономическая, социальная политика государства,  являются  производными от этих двух  и поэтому играют, хотя и важную, но второстепенную роль.

Доказать это положение и очень сложно и легко, одновременно. Сложно, поскольку современная экономическая наука, базирующаяся на теориях западных экономических школ, только недавно стала признавать влияние культуры, религии, морали на социально – экономическое развитие государства или деятельность предприятия. Но даже самые продвинутые теории не признают главенства духовно-нравственных факторов в развитии экономики. Легко, поскольку сама действительность настоящего времени, особенно ситуация в Украине , ярко демонстрируют явный недостаток компетентности и нравственности нашей власти, от которой исходят законы и которая контролирует их исполнение.

Кроме того мы имеем , к сожалению, лишь в историческом прошлом, уникальный опыт функционирования  экономики, выстроенной в духовно-нравственных координатах - духовно-нравственной экономики, сформировавшейся в лоне православной цивилизации. А также уникальные концепции русской экономической школы, философской , исторической , мысли, замечательные труды   православных богословов.

Однако первым мы рассмотрим вопрос о морали , нравственности и религии.

Вопрос о том, что составляет фундамент общества, в том числе всех его систем и институтов издавна интересовал ученых и философов. И у него очень непростая история, отражающая противоположные мировоззренческие системы: религиозное мировоззрение,  безусловно признающее религию и веру фундаментом всей жизни и атеистическое, материалистическое мировоззрение, например выраженное в учении о базисе и надстройке. Где базис общества это – производственные отношения, а надстройка – это идеология, культура, мораль. Собственно наука не является мировоззренческой системой, таковыми являются лишь философия и религия. Но каждый ученый для обоснования своей теории, так или иначе, исходит из определенного  мировоззрения ,основу которого составляет вера или религия. И для нас этот тезис весьма важен.

 Напомним, что мировоззрение - это совокупность взглядов на основные вопросы бытия в целом и человека в частности (сущность бытия, смысл жизни, понимания добра и зла, существования Бога, души, вечности). Мировоззрение всегда представлено либо в виде религии, либо философии ( и религия , и философия стремятся к тому, чтобы дать целостную картину мира, целостную систему ориентации личности.)