Духовно-моральні основи розвитку соціально-економічних систем. Проблема морального чинника в економіці: історія і сучасність. Типізація соціально-економічних систем за моральним критерієм. Концепція духовно-моральної соціально-економічної системи, страница 21

К духовным основам нравственности Матвеев относит духовную деятельность самого человека  (сила духа по преодолению злого начала в себе). Он также отмечает, что  религиозная этика признаёт в качестве духовных основ морали благодать Бога, через которую, переданы человеку определённые нравственные положения, законы. 

Очень важно, что Матвеев выделил эти три составляющие нравственности, но вот то, как он описал их  взаимодействие и действие  в человеческом обществе совершенно не достаточно. Не понятно: действуют ли эти составляющие как равнозначные (а скорее всего, что так, судя по его изложению), или выделяется более главная; как прийти к согласованности, при таком многообразии нравственных ценностей ; неужели не существует единого идеала нравственности. Кроме того, на наш взгляд необходимо было бы выделить и то основное положение, что любая мораль в качестве своей основы имеет веру. Как  мы отмечали, это может быть не обязательно религиозное мировоззрение, но философское, материалистическое или атеистическое. Важно то, что ценности добра и зла не могут быть обоснованы логически, они всегда принимаются на веру и подкрепляются логикой.

Вывод. Подводя итог этому краткому обозрению научной мысли о морали и нравственности , следует отметить, что: во-первых, чаще всего понятия нравственность и мораль отождествляются; во-вторых, не существует единого мнения об источниках происхождения морали; в третьих, любая мораль в качестве своей основы имеет веру в те или иные ценности добра  зла, в разных концепциях морали содержание категорий добра и зла может существенно отличаться друг от друга и от идеала  ; в четвертых, наиболее комплексный подход к происхождению морали выделяет  социальные, природные, духовные источники нравственности , но они признаются как равнозначные (отсюда будет вытекать диалектическая точка зрения на взаимодействие морали и прибыли, подчеркивающая взаимосвязь  и взаимозависимость моральной и экономической сфер без доминирования какой либо одной); в пятых, ни одна из научных концепций не может объяснить сущностную причину искажения нравственности.

                                  Теологический подход

 Как мы отмечали, кроме научного, существует и второй – теологический подход, в котором выделяют естественные и сверхъестественные истоки нравственности человека.

Этот подход в отличие от первого признает не просто наличие духовных основ нравственности , но и их доминанту. Доминанту в том смысле, что во-первых  сам нравственный закон имеет духовное происхождение (хотя и вложен в природу человека ); а во-вторых, что существует четкая зависимость между выполнением (не выполнением нравственного закона) и состоянием всех сфер жизнедеятельности человека (состояние  экономики, социальной сферы ,демографии, природы , политики зависит от норм нравственности и их соблюдения обществом; тоже можно сказать и о деятельности отдельного человека ).Далее мы подробно остановимся на этих положениях, но вначале рассмотрим сам теологический подход.

  В соответствии с этим подходом под нравственностью (это одно из определений нравственного богословия) понимают отношение человека к Богу, к другому человеку и к обществу людей. Итак, уже в самом определении выделяется духовная составляющая. А также четко выражены три поля проявления отношений нравственности. В основании этих отношений лежит , во-первых нравственное чувство  или нравственный закон, живущий в  человеке - его способность отличать добро от зла. Это  так называемая естественная нравственность, истоки которой коренятся в богозданной природе человека. А, во-вторых, существует сверхъестественный источник нравственности, который корректирует  искаженную грехопадением естественную нравственность человека.

Теперь нам необходимо остановится на этих двух видах нравственности – естественной и сверхъестественной.