Духовно-моральні основи розвитку соціально-економічних систем. Проблема морального чинника в економіці: історія і сучасність. Типізація соціально-економічних систем за моральним критерієм. Концепція духовно-моральної соціально-економічної системи, страница 23

Главная причина несовершенства совести, нравственности заключается в грехопадении прародителей, расстроившем все силы человеческого духа, с которым связана и деятельность совести. Естественно, что наука не может ни доказать, ни опровергнуть положение о грехопадении и его последствиях , одно из которых – нарушение, искажение природы человека. Этот факт – предмет веры и поэтому рассматривается в религии и ,соответственно ,теологии. Здесь, по сути, и происходит один из важнейших водоразделов между научным и теологическим пониманием нравственности и морали.

Далее , в силу того, что наш народ вот уже более 1020 лет является носителем христианской религии, культуры и нравственности, мы будем рассматривать преимущественно христианское понимание нравственности., хотя сделаем некоторый небольшой экскурс и в другие религии и мировоззрения.

 Христианская религия и теология говорят о том, что в результате грехопадения человек в своих мыслях и поступках стал нарушать естественный , внутренний , неписанный закон , поступать против совести (к вопросу об искажении природы человека мы еще вернемся в отдельной главе) . Совесть , нравственность человека исказилась - он перестал четко отличать добро от зла (отсюда и появилось  «множество моралей» )  . Поэтому для существования человека, человечества необходим был иной писаный нравственный закон  – сверхъестественный  по источнику происхождения, позволяющий отличить добро от зла.  И он был дан человеку сначала – через Ветхозаветный нравственный Закон , а затем через Евангелие.

Нравственный закон устанавливается Богом, он определяет нормы поведения человека. Конечная цель этого закона – поставить человека выше природы, но ниже Бога, то есть обучить его покорять природу и быть покорным Богу, чтобы не позволить человеку ни подпасть под власть природы, ни возвыситься (в мечтах) над Богом.(с.19 Н. Сербский)

Первый нравственный закон был дан  человеку еще в Раю. Он состоял из двух заповедей. Одна касается власти человека над природой, а другая – власти Бога над человеком. Первая гласит: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, … и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле»(Быт 1.28).Вторая заповедь гласит : « от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день , в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2. 16-17).

Обе заповеди кратко выражены там, где говорится о том, как Бог вводит сотворенного человека в Эдемский сад, чтобы возделывать и хранить его (Быт. 2.15).Заповеди даются  одной духовной сущностью (Богом) – другой духовной сущности  (человеку) , а значит , как отмечает святитель Николай Сербский имеют духовно-нравственное значение.

 Первая заповедь призывала человека взращивать, приумножать данные  человеку  духовные таланты, возделывать «ниву души», чтобы они приумножались, и человек совершенствовался, был богом на земле, имел истинное знание,  постиг истинный смысл всех вещей, смысл жизни и как следствие - властвовал над   животным миром и был сотворцом Богу. Кстати, это предназначение человека так и осталось за ним и мы еще вернемся к призванию человека к творческой и духовной деятельности в темах касающихся хозяйственной жизни.

Второй заповедью Бог хотел уберечь человека от познания зла, смешивания добра со злом, от служения двум господам сразу (двоедушия) . с. 21 В данном случае дерево познания – символ смешения добра со злом, а змей – символ зла. Эта заповедь имела оборонительную цель – Бог хотел защитить человека  от влияния зла , объясняя последствия этого нарушения – смерть. Но человек нарушил вторую заповедь – он своевольно ускользнул из под власти Бога, в результате чего нарушилась первозданная цельность человека, в мир вошли смерть и болезнь, а природа перестала покоряться человеку. Возделывание и защита, которые в раю  относились к духовным талантам, в вне рая повернулись преимущественно к плоти. Человек стал трудиться ради тела, воевать ради тела (и так и происходит по сей день , если человек не осознает своего духовного призвания, духовных ценностей). Отведав запретный плод человек, разделился, раздвоился сам в себе. А когда в душе его появился дуализм, тогда дуализм появился и в мире. По замечанию святителя Николая Сербского весь мир для человека превратился в огромное древо познания добра и зла. С.25 Причем, где бы не смешивалось добро со злом – зло всегда преобладало. Так закончился первый райский период в жизни человечества и наступил земной.