Изучение и анализ показателей эффективности и конкурентоспособности резидента СЭЗ «Гомель-Ратон» РНПУП «Ратон», поиск путей и резервов их повышения и совершенствования, страница 7

   Существуют различные методы оценки конкурентоспособности деятельности предприятия: оценка конкурентоспособности предприятия (выпускаемой продукции) путем сравнения рассчитанных показателей экономической эффективности по предприятию с имеющейся информацией о потенциальных конкурентах предприятия. Если такую информацию получить невозможно, одним из выходов является внедрение своего агента на предприятие- промышленный шпионаж или сравнение имеющейся информации со среднестатистическими показателями региона ( отрасли) за определенный период, а также  с нормативами расчетными и оптимальными значениями.

    Основными методами оценки конкурентоспособности предприятия являются:

1.  Экспертный метод. Основан на учете мнений группы специалистов-экспертов. В состав экспертной комиссии как правило входят: экономисты, товароведы, работники отдела сбыта, менеджеры, банкиры и т.д. В настоящее время данный метод широко применяется т.к. он эффективен в условиях ограниченного доступа к информации.

  Одной из разновидностей экспертного метода является оценка конкурентоспособности предприятия с помощью контрольного листа для анализа сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе.

       Конкурентный лист предприятия представлен ниже:

Показатели для оценки деятельности предприятия

изучаемое предприятие

конкуренты

 

1

2

3

 

финансы

 

производство

 

организация и управление

маркетинг

состав рабочей силы

технология

   Согласно методики эти показатели необходимо оценивать либо в баллах либо словесной характеристикой типа «низкий», «высокий». Недостаток данного метода выражается в высокой степени субъективности при оценке.

2.  Метод оценки инвестиционной привлекательности. Его необходимо и рекомендуется применять в рамках оценки конкурентоспособности предприятия, т.к. с точки зрения инвестора наиболее привлекательным для инвестиций является конкурентоспособное предприятие. Для проведения анализа инвестиционной привлекательности не нужно собирать сведения о конкурентах. Оценка осуществляется с помощью системы показателей для каждого из которых определено оптимальное или нормативное значение. Фактическое значение рассчитывается за несколько периодов и затем сравнивается с нормативами. При этом учитывается не только абсолютное значение показателя, но и его динамика. Если есть необходимость рассчитать обобщающий показатель конкурентоспособности можно перейти к большей оценке. Для этого необходимо решить, по какой системе будут выставляться баллы и разработать шкалу оценок для каждого конкретного показателя.

                          ШКАЛА ОЦЕНКИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

(максимальная оценка 5 баллов, достаточное значение 18-20%)

-Описание показателя

сумма баллов

18-20% и выше, стабильно или с тенденцией к росту

5

18-20% и выше, но есть тенденция к снижению

4,5

12-18% и выше, стабильно или с тенденцией к росту

4

12-18% и выше, но есть тенденция к снижению

3,5

8-12% и выше, стабильно или с тенденцией к росту

3

8-12% и выше, но есть тенденция к снижению

2,5

5-8% и выше, стабильно или с тенденцией к росту

2

5-8% и выше, но есть тенденция к снижению

1,5

1-5% и выше, стабильно или с тенденцией к росту

1

1-2% и выше, но есть тенденция к снижению

0,5

отрицательная рентабельность

0

     В качестве показателей, характеризующих инвестиционную привлекательность, целесообразно также использовать показатели структуры источников формирования активов, структуры состава активов, платежеспособности и финансовой стабильности, качества прибыли и уровень рентабельности, прибыльности и оборачиваемости активов, эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии, показатели характеризующие динамику.

     Конкурентоспособность предприятия при этом оценивается путем соотношения фактического значения показателя с рекомендуемым нормативом. Причем целесообразно также осуществить расчет интегрального числового показателя инвестиционной привлекательности предприятия в соответствии со средней арифметической простой и анализа его по 5-ти бальной шкале.

3.  Рейтинговый метод. Он также является достаточно распространенным и представляет собой сравнение основных показателей хозяйственной деятельности нескольких предприятий с последующим определением места конкретного предприятия среди остальных. В этом случае для оценки отбираются 3-5 показателей. Например: темп роста производства, рентабельность, уровень затрат, доля экспорта в производстве, положительный прирост показателей и т.д. По каждому конкретному показателю определяется место предприятия, затем рассчитывается итоговое (рейтинговое) место.

     Недостатки рейтингового анализа: малое число показателей, поэтому низкая степень объективности, отсутствие анализа показателей в динамике.

     В зарубежной практике для оценки конкурентоспособности используются матричные методы (матрица Мак- Кинси, для определения места и стратегии предприятия на рыночных сегментах, метод спейс, метод SWOP).

4.  Метод оценки финансовой устойчивости предприятия. Обобщающим элементом анализа является оценка финансовой стабильности предприятия, которая выражается его способностью эффективно реагировать на действия конкурентов, выполнять свои обязательства и поддерживать доходность бизнеса. Для этого необходимо рассчитать и проанализировать значение основных финансовых показателей: счет Альтмана (Z).