Изучение и анализ показателей эффективности и конкурентоспособности резидента СЭЗ «Гомель-Ратон» РНПУП «Ратон», поиск путей и резервов их повышения и совершенствования, страница 36

   Неконкурентоспособность предприятия на данных рынках обусловлена, негативной динамикой показателей рыночной доли и темпов роста экспорта в производстве ,а также низкой маневренностью оборотных средств предприятия, недостатком средств для развития маркетинговых исследований, совершенствования производства и самофинансирования, неустойчивым финансовым положением предприятия ,высоким уровнем кредиторской задолжности ,склонностью к экономической несостоятельности.

     Значительное влияние на конкурентоспособность предприятия оказывает их рыночная доля, система ценностей предприятия, конкурентная позиция, выбор конкурентной стратегии, а также интенсивность конкуренции в отрасли и степень ее монополизации со стороны отдельных предприятий. Степень монополизации рынка ,оказывает влияние на уровень конкурентной борьбы, качественное совершенствование товарных групп, реализуемых на рынке. С целью оценки степени монополизации рынков для РНПУП «Ратон» определим интенсивность конкуренции на рынке комплектно-распределительных устройств т.к. данный рынок оказывает наибольшее влияние на формирование конкурентной стратегии РНПУП «Ратон». Производство и реализация комплектно-распределительных устройств является одним из основных видов деятельности предприятия как на внутреннем ,та и на внешнем рынке, занимающая 23,5% всего объема производства и реализации по предприятию.

      Анализ интенсивности конкуренции на рынке производится по распределению рыночных долей, рентабельности и темпам роста рынка.

    С целью оценки интенсивности конкуренции на рынке комплектно-распределительных устройств проанализируем показатели приведенные в таблице 3.3.3.с использованием четырех дольного показателя концентрации и индекса Херфиндаля- Хершмана.

                                                                                                                                    Таблица 3.3.3.

  Распределение долей рынка комплектно-распределительных устройств стран СНГ между основными производителями на конец 2001 г.

Предприятие

Рыночная доля, %

АООТ «Самарский завод электроцид» г. Самара.

26

АО «Московский завод электроцид» г. Москва

21

РНПУП «Ратон» г. Гомель

19

«Таврида электрик» г. Севастополь

16

Прочие предприятия на рынке

18

     Интенсивность конкуренции по распределению рыночных долей определяется по следующей формуле: Ид= 1-н * [1/н *  сумма (Дi –1/н)]1/2. При стремлении данного показателя к нулю, степень конкуренции в отрасли снижается, соответственно, это свидетельствует о монополизации рынка крупными фирмами-производителями, и наоборот.

      Тогда при н=4 (т.к. мы рассматриваем 4 первых конкурента, характеризующиеся наибольшим объемом рыночной доли) можно произвести расчет:

  Ид= 1-4*(0,25 * 0,075)1/2 =0,379.

     Следовательно, показатель 0,379 свидетельствует о значительной степени монополизации рынка комплектно-распределительных устройств, однако элементы конкурентной борьбы среди 4 потенциальных конкурентов все же присутствуют.

    С целью подтверждения данного тезиса рассмотрим четырех дольный показатель концентрации (CR4) и индекс Херфиндаля- Хершмана, рассчитанные на основании таблицы 3.3.3.  Так, CR4= 82 индекс Херфиндаля- Хершмана соответственно 0,82, что показывает высокую степень монополизации рынка со стороны 4 основных конкурентов. Показатель CR4=82, также показывает, что на долю оставшихся предприятий остается 18% доли рынка, что является недостаточным для оказания какого-либо влияния на среднерыночную цену.

      Подтверждение тезиса наличия конкурентной борьбы на рынке доказывает расчет показателей интенсивности конкуренции по рентабельности (Ир) и темпам роста рынка

(И т.р.). Так, исходя из данных о рентабельности рынка комплектно-распределительных устройств –7,0% и темпах роста рынка, равного 121,0% произведем расчет выше указанных показателей.

1)  Интенсивность конкуренции по рентабельности рынка (Ир) = 1-Р, где Р - уровень рентабельности рынка комплектно-распределительных устройств =7,0%.

Подставив числовые значения в формулу, получим: Ир= 1-0,07= 0,93. Таким образом, показатель Ир, равный 0,93, показывает интенсификацию и высокую степень конкуренции в отрасли.

2) Интенсивность конкуренции по темпам роста рынка (И т.р) = 140-темп роста / 70

Подставив числовые значения в формулу, получим: И т.р= 140-121 / 70= 0,27. Таким образом, показатель И т.р, равный 0,27, показывает низкую степень интенсивности конкуренции на рынке.

    С целью наиболее объективного и детального анализа степени монополизации рынка рассчитаем интегральный показатель интенсивности конкуренции (Иоб), равный корню квадратному из произведения Ид, Ир и И т.р

Подставив числовые значения в формулу, получим: Иоб= 0,379 * 0,93 * 0,27= 0,46.

    Таким образом, показатель Иоб, равный 0,46, свидетельствует о средней степени монополизации рынка комплектно-распределительных устройств, с одновременным присутствием конкурентной борьбы между основными 4 конкурентами, доли рынка которых практически равные (без критического соотношения).  Одним из субъектов данного рынка является РНПУП «Ратон», занявший 3 место по размеру рыночной доли, равной соответственно 19% общей емкости рынка.

5.  Метод построения конкурентной карты рынка.

  С целью определения вида и региона рынка на основании которого будет строиться конкурентная карта, рассмотрим основные виды продукции производимые РНПУП «Ратон».         Наибольший удельный вес в общем объеме производства занимает производство товаров народного потребления (из него мебельная фурнитура и комплекты для мебели – 12,9%) и комплектно-распределительных устройств.

     В связи с изменением структуры реализации товарной продукции в пользу производства и реализации более рентабельных и качественных видов продукции, изменений в маркетинговой и ассортиментной политиках предприятия,  а также с точки зрения актуальности и рыночной конъюнктуры наибольший интерес для автора представляет рассмотрение рынка мебельной фурнитуры и комплектов для мебели.