Изучение и анализ показателей эффективности и конкурентоспособности резидента СЭЗ «Гомель-Ратон» РНПУП «Ратон», поиск путей и резервов их повышения и совершенствования, страница 39

    Правильный выбор рыночной стратегии, также зависит от: характера деятельности предприятия (стандартное или специализированное производство), масштабов его деятельности (массовое, специализированное, локальное производство и сбыт) и т.д.

    Процесс стратегического планирования на РНПУП «Ратон» основан на создании и поддержании стратегического соотношения между целями фирмы, ее потенциалом, возможностями и резервами роста в сфере производственно- финансовой деятельности.

    Стратегическое планирование на анализируемом предприятии основано на выявлении и формировании как краткосрочных, так и долгосрочных целей предприятия, адаптации предприятия и его стратегических деловых единиц к изменяющимся условиям макро и микросреды предприятия, организации эффективной структуры управления внутри предприятия, эффективном распределении имеющихся ресурсов между отделами и цехами предприятия.

    Стратегическое планирование на предприятии состоит из формирования миссии предприятия, стратегии «управления портфелем», анализа внутренней и внешней среде деятельности предприятия, выбора альтернатив развития.

    Стратегия предприятия в области внешнеторговых операций, относится к числу функциональных стратегий и не является первичной, особенно в части перспективного планирования внешнеторговых отношений со странами дальнего зарубежья, ввиду незначительного объема реализации товаров на экспорт: страны дальнего зарубежья, а также сотрудничестве в области импорта, только с Россией.

   Соотношение стратегии предприятия с требованиями рыночной конъюнктуры и  риском проводится с целью ее постоянной корректировки и динамизма, необходимости определения, приведет ли выбранная стратегия к заданной цели.

    Перспективным источником повышения конкурентоспособности и качества производства для большинства отечественных предприятий, в том числе и РНПУП «Ратон» становится модернизация и техническое перевооружение ввиду высокого процента износа основных средств (около 75%). Негативным моментом в этой области является отсутствие внутренних средств, для обеспечения самофинансирования из фондов накопления и амортизационного фонда, а также отсутствие внешних источников финансирования ввиду низкой инвестиционной привлекательности предприятия по комплексу количественных и качественных экономических критериев.

Одним из важных направлений повышения показателя конкурентоспособности предприятия  является совершенствование качества производимой продукции, повышение качества продажного и послепродажного обслуживания, соответствие производимой продукции на предприятии международным стандартам качества ИСО 9000, 9002 и 14000, что значительно повысит ее конкурентоспособность. Использование данных международных стандартов позволяет увеличить цену реализации на 16-20%. повышает конкурентоспособность товара и наличие на производимом изделии штрих-кода. Его использование позволит предприятию дополнительно повысить цену на 2-5%, что является основным резервом увеличения суммы прибыли от реализации и выручки, а соответственно и уровня рентабельности продаж.

      Эффективность деятельности предприятия и его конкурентоспособность не могут быт достигнуты без соответствующего усиления контроля за качеством товаров, не механическим,  а автоматическим способом. Функция контроля качества должна реализовываться как руководством предприятия, так и соответствующими структурными подразделениями: отделом технического контроля и отделом контроля качества.

     Увеличение качества производимой продукции позволит снизить количество претензий и рекламаций, приходящих в адрес руководства РНПУП «Ратон» со стороны потенциальных потребителей на различных географических рыночных сегментах, что соответственно увеличит выручку от реализации и повысит имидж предприятия на внешних рынках, создаст благоприятный климат для прироста внешнего инвестирования

    С целью обеспечения качества реализуемой продукции, контроль за качеством должен осуществляться не только на начальной стадии производства, но и на всех отраслях пр производственного, снабженческого и сбытового циклов.

      В настоящее время, на 2002 г. запланирована сертификация продукции в национальной системе сертификации и стандартизации производимой продукции, причем сертификации будет подвержена вся продукция производимая на предприятии подлежащая обязательной сертификации, в том числе экспортная продукция и тара.

   Если предприятие все-таки окажется не в силах использовать перспективные методы стандартизации и сертификации продукции, то можно повысить конкурентоспособность и укреплять конкурентную позицию на рынках за счет совершенствование организации структуры производства и управления, снижения коэффициента административной нагрузки, использование оперативной внутри- производственной системы производственной и экономической информации, основанной на системе управления базами данных и локальной сети.

    Прежде всего, необходимо установить научно- обоснованный показатель численности аппарата управления (исходя из снижающегося коэффициента административной нагрузки). Иногда, целесообразно даже увеличить численность управленцев на предприятии с целью повышение организации и управляемости стратегическими деловыми единицами (отделы, структурные подразделения, цеха и др.).

    На РНПУП «Ратон» следует также привести в соответствие организационную структуру предприятия, ориентируясь на широту товарного ассортимента, сдвиги в товарной политики предприятия путем изменения структуры реализации в пользу более качественных видов продукции (повышение их удельного веса в общем объеме производства и реализации), с одновременным снижением доли в производстве и реализации низко качественной продукции. Данные изменения в структуре продаж определят положительную  динамику для предприятия в области увеличения средних цен реализации и соответственного прироста выручки и суммы прибыли.

     Необходимым для РНПУП «Ратон» на 2002 год является формирование устойчивого взаимодействия с микросредой предприятия, а также внесение значительных корректировок и дополнений во внешнюю среду деятельности предприятия, в части количества обслуживаемых рыночных сегментов и поставщиков, определение стратегических целей, задач, конкурентной и рыночной стратегий деятельности предприятия.