Изучение и анализ показателей эффективности и конкурентоспособности резидента СЭЗ «Гомель-Ратон» РНПУП «Ратон», поиск путей и резервов их повышения и совершенствования, страница 19

3.  отделом маркетинга, приобретается информация по отгрузки продукции за определенный период времени, цене реализации для прогнозирования сбыта и анализа сложившейся ситуации,  а также поступлении сырья (материалов) и реализации товаров по различным странам- для составления отчета по внешнеэкономической деятельности.

4.  отделом материально-технического снабжения, который запрашивает данные по оплате за приобретенное сырье и материалы, сведения о поступлении приобретенных материалов на склад предприятия.

5.  финансовым отделом, который получает информацию о потребителях и покупателях продукции для учета и анализа оплаты за отгружаемую продукцию.

   Таким образом, можно утверждать, что на РНПУП "Ратон" достаточно успешно функционирует система внутренней информации, которая отвечает заданным требованиям. Причем в системе могут работать одновременно все пользователи.

    Однако, для успешного функционирования предприятия на рынке необходимо использовать на только внутреннюю но и внешнюю информацию, которая поступает из внешней среды. На предприятии сбором и анализом внешней информации занимается отдел маркетинга и отдел ВЭС. Данные отделы находятся в постоянном взаимодействии с другими структурными подразделениями и между ними происходит постоянный обмен информацией. Внутренняя информация для РНПУП "Ратон" представляет собой в основном служебные записки, отчеты, плановые задания. Для обеспечения непрерывного процесса производства отдел маркетинга и внешнеэкономических связей занимается формированием пакета заказов, на основе которого, по согласованию с производственными цехами, строится производственная программа на месяц. Формирование пакета заказов формируется на основании получения предварительных заявок и заказов на производство продукции от покупателей и потребителей, а также на основании ранее заключенных договоров и соглашений. Информация о результатах хозяйственной деятельности предприятия, конкурентах, поставщиках, потребителях, политики государственных органов используется для построения стратегии деятельности предприятия и разработки бизнес-плана.

    В настоящее время РНПУП "Ратон" выпускает следующие виды продукции:

  1. зеркала для автомобилей, автобусов, трамваев;
  2. зеркала внутри салонные для авто- мото- велотранспорта;
  3. энергооборудование;
  4. товары хозяйственно-бытового назначения: плитки энергетические, глазки, зеркала комнатные, замки;
  5. изделия радиосвязи;
  6. оборудование для агропереработки;
  7. специальное технологическое оборудование;
  8. малые архитектурные формы.

    Кроме того, в 2002 году предполагается освоение новых видов продукции и технологии. В продолжение оценки производственной среды предприятия рассмотрим объемы его производства по стоимости и структуре (см. Таблицу 2.4. в приложении).

    Таким образом, на основании Таблицы 2.4. можно заключить, что в 2001 году количество товарной продукции предприятия увеличилось в стоимостном выражении по сравнению с 2000 годом на 16,6% (в ценах 2000 г.) Прирост товарной продукции на 16,6% произошел в основном за счет увеличения объемов производства комплектно-распределительных устройств на 294,9%, специально- технологического оборудования на 266%, зеркал и мебельной фурнитуры соответственно на 139 и 159%. В тоже время росту товарной продукции препятствовало снижение объемов производства продукции агропереработки на 88,1%, научно-технической продукции - на 62,4%, топливно-энергетических устройств- на 40,1%.

     Исходя из вышеприведенной таблицы также видно, что наибольший удельный вес в общем объеме производства товарной продукции занимают мебель (мебельная фурнитура), зеркала для авто- мототранспорта, комплектно-распределительные устройства и топливно-энергетические устройства соответственно - 12,5; 10,3;  23,4 8,8% объема производства товарной продукции в 2001 году. Наименьший удельный вес в общем объеме производства занимают продукция агропереработки, специально-технологическое оборудование и изделия промышленно-технического назначения соответственно - 0,1; 0,8; 0,5% общего объема производства товарной продукции в 2001 году.

     Таким образом, положительным моментом  производственной деятельности предприятия является увеличение стоимостного объема производства товарной продукции в 2001 году по сравнению с 2000 годом на 16,6% (в сопоставимых ценах).

     Рынок товарной продукции для предприятия РНПУП "Ратон" по территориальному признаку можно разделить на следующие три основных сегмента:

1.  рынок республики Беларусь.

2.  рынок России и стран-участниц СНГ.

3.  рынок Европейского региона.

  Емкость внутреннего рынка Республики составляет только 30-40% объема производства продукции предприятием. Ограниченность емкости внутреннего рынка для предприятия объясняется не только спадом в экономике Республики и снижением платежеспособного спроса со стороны белорусских потребителей, но и низкой конкурентоспособностью товара, отсутствие желания его приобретения, у оставшихся 60- 70%-х внутренних потребителей. Особенности работы на данном рынке определяются законодательством Республики Беларусь и иными нормативными актами, регулирующими внешнеторговую деятельность предприятий. С точки зрения маркетинга, рынок является оптимально подготовленным для проведения рекламных мероприятий (специфика деловых отношений, отсутствие языковых барьеров, менталитет и т.д.). На рынке Республики предприятие в целом не занимает значительную рыночную долю и, соответственно, не может оказывать влияние на цену. По причине своего географического расположения (территория РБ и России) предприятия-конкуренты оказывают значительное влияние на внутренний рынок республики. Отсутствие в полном объеме платежеспособного спроса на продукцию предприятия, высококвалифицированный научный потенциал, а также большие производственные мощности определяют необходимость выхода предприятия на внешний рынок. Однако, реализация товаров на экспорт ограничена высокой степенью износа производственных фондов, несоразмерным отношением пропорций цены и качества производимой продукции, что делает продукцию предприятия неконкурентоспособной.