Изучение и анализ показателей эффективности и конкурентоспособности резидента СЭЗ «Гомель-Ратон» РНПУП «Ратон», поиск путей и резервов их повышения и совершенствования, страница 38

   РНПУП «Ратон»  и Минский подшипниковый завод заняли ячейку предприятий со слабой и ухудшающейся конкурентной позицией на данном рынке. Доля рынка мебельной фурнитуры Италии занятая РНПУП «Ратон» составляет 1,8%, причем темп роста объемов продаж снизился на 12% в 2001 г. по сравнению с 2000 г. в сопоставимом виде.

   Доля РНПУП «Ратон» на рынке мебельной фурнитуры Италии является незначительной для оказания хотя бы косвенного влияния на цену. Снижение темпов роста продаж для РНПУП «Ратон», обусловлено как снижением конкурентных позиций экспортера на данный рынок по качеству и прочим неценовым категориям, так и  переориентации потребителей и государственных органов в пользу приобретения товаров у собственных производителей и стран Европейского союза, по отношении к которым применяется режим наибольшего благоприятствования.

  Фактически, РНПУП «Ратон» является аутсайдером рынка с ухудшающейся конкурентной позицией, обусловленной снижением темпов роста продаж, негативной величиной и динамикой рыночной доли, что свидетельствует о низкой конкурентоспособности предприятия. Конкурентная позиция РНПУП «Ратон» на рынке мебельной фурнитуры соответствует конкурентной позиции минского подшипникового завода.

   Неконкурентоспособность анализируемого предприятия (исходя из оценки предприятия по конкурентной карте рынка) определяется низким качеством исходного сырья и материалов, экологической не безопасностью сырья (использование вредных и ядовитых компонентов), ограниченными условиями приобретения, поставки и оплаты за продукцию.

6.  Оценка конкурентоспособности предприятия путем построения матрицы Мак-Кинси.

Оценка конкурентоспособности предприятия путем построения матрицы Мак-Кинси позволяет определить наиболее благоприятную позицию и конкурентную стратегию предприятия исходя из оценки 2 основных категорий: конкурентной позиции предприятия на рынке и привлекательности рынка для осуществления на нем хозяйственной деятельности.

   Выбор конкурентной стратегии предприятия связан с оценкой его конкурентоспособности по матрице Мак-Кинси т.е. в зависимости от 2 выше определенных критериев, при этом определив ячейку, в которую попало предприятие сразу же дается рекомендуемая стратегия.

 Анализ конкурентоспособности предприятия основан на учете мнений группы специалистов-экспертов. В настоящее время данный метод широко применяется на РНПУП «Ратон» т.к. он эффективен в условиях ограниченного доступа к информации. Согласно методики показатели оценивают в баллах по 5 бальной шкале.

       Анализ конкурентоспособности РНПУП «Ратон» по конкурентной позиции и привлекательности сектора представлен в таблице 3.3.5. (см. приложение).

Принцип выбор конкурентной стратегии по матрице Мак-Кинси основан на матричном принципе. Квадрат (ячейка) в который попало предприятие в зависимости от 2 взвешенных значений отнесенных по оси ОХ и ОУ и определяет тип выбранной стратегии. График построения матрицы Мак-Кинси представлен в приложении.

     Так, на основании построения матрицы можно сделать вывод о том, что привлекательность сектора (отложенная по оси ОУ) является высокой, конкурентная позиция предприятия (отложенная по оси ОХ) - средней. Максимальное значение отложенное по осям - 500. Тип конкурентной стратегии для РНПУП «Ратон», определяется ячейкой, в которую попало предприятие на матрице. Тип стратегии:

«удерживать конкурентную позицию, следить за развитием».

     Привлекательность сектора для РНПУП «Ратон» (отложенная по оси ОУ) обусловлена близостью рынков сбыта т. к. основные потребители находятся на территории РБ и России, уровень ценовой конкуренции, позволяющий предприятию успешно конкурировать на внутреннем и внешних рынках ввиду отсутствия высокого развития техники и технологии, организации производства и производительности труда за счет интенсивных факторов. Привлекательность сектора для предприятия также обусловлена значительной емкостью и стабильностью рынка.

     Среднее значение конкурентной позиции для предприятия обусловлено преимуществом расположения, окупаемостью затрат на производство и сбыт, организацией управления ресурсами предприятия и структурными подразделениями, квалификацией работников.

     Из вышесказанного можно сделать главный вывод: высокая привлекательность рыночных секторов, а также определенная конкурентная позиция предприятия на внутреннем и внешних рынках не позволяет предприятию менять рынки производства, снабжения и сбыта в условиях жесткой неценовой конкуренции на внешних рынках, особенно стран североатлантического региона, близости потенциальных потребителей производимой (во многом морально устаревшей) продукции.

  Глава 4 Основные пути, резервы и способы повышения показателей эффективности и конкурентоспособности хозяйствующего субъекта

      Основными направлениями  повышения конкурентоспособности и эффективности любого предприятия является снижение уровня затрат, повышение доходности капитала предприятия, рост суммы прибыли от реализации и доходов по внереализационным операциям за счет   резервов, что соответственно создаст благоприятные резервы роста уровня рентабельности продаж и эффективности управления на предприятии. Тем не менее, невозможно обеспечить бесконечный рост прибыльности и доходности предприятия.

     Одним из главных источников повышения уровня конкурентоспособности  предприятия на современном этапе становится правильный выбор конкурентной стратегии, на который в свою очередь действует два фактора. Первым является структура отрасли в которой действует предприятие (привлекательность рынка), которая определяется такими качественными показателями как близость рынков сбыта, стабильность отрасли, уровень ценовой конкуренции, требования стандартов и сертификация продукции, емкость рынка.

     Вторым фактором - позиция, которую занимает предприятие в отрасли (конкурентная позиция предприятия). Конкурентная позиция предприятия определяется такими показателями как финансовые возможности предприятия, организационная структура, квалификация сотрудников и научного персонала, производственные возможности и имидж предприятия в деловом мире, преимущество расположения.