Изучение и анализ показателей эффективности и конкурентоспособности резидента СЭЗ «Гомель-Ратон» РНПУП «Ратон», поиск путей и резервов их повышения и совершенствования, страница 3

   Для определения уровня инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности рассматриваемого предприятия автором также использовалась система  специальных методов: экспертный метод, метод рейтинговых оценок, метод оценки инвестиционной привлекательности по шкале оценок, метод оценки интенсивности конкуренции в отрасли (по показателям интенсивности темпов роста, рентабельности, распределения рыночных долей), метод построения матрицы Мак- Кинси, метод построения конкурентной карты рынка, метод оценки финансовой устойчивости с применением счета Альтмана.

    В ходе написания дипломной работы, наряду с выше изложенными методологическими подходами целесообразно использовались экономико-математические и методы математической статистики: матричный метод, математическое моделирование, метод Мак- Кинси, калькуляции, пересчета и вычислений, теории игр и др.

Объем дипломной работы составляет _________страниц.

1.

1.1.Показатели эффективности и конкурентоспособности хозяйствующего субъекта Республики Беларусь: сущность, методы оценки в современных условиях

     Актуальность таких понятий как эффективность и конкурентоспособность связаны в национальной экономике не с экономическим ростом, а с проблемой экономического спада, отрицательного воздействия внутренних и внешних условий на хозяйственную деятельность предприятий в РБ.

    В настоящее время перед большинством хозяйствующих субъектов встала проблема выживания, поиска своей собственной специфической ниши в условиях развития рынка. Развитие рыночных отношений в свою очередь положительно сказывается на уровне ответственности и состоятельности отечественного бизнеса и управленческого аппарата в их стремлении обеспечить эффективность и конкурентоспособность работы хозяйствующего субъекта. Рынок заставляет собственников принимать стратегические и обоснованные управленческие решения.

    Проблема повышения конкурентоспособности деятельности национальных хозяйствующих субъектов неотделима от вопросов их неплатежеспособности, низкой ликвидности, высокого уровня налогообложения, промышленных и административных барьеров, отсутствия инвестиций и инвестиционных проектов.

    Низкая эффективность хозяйственной деятельности предприятий связана с затяжным производственным кризисом, отсутствием средств в амортизационных фондах на обновление материально- технической базы, высокий уровень износа основных фондов предприятий, низкая инвестиционная привлекательность для инвесторов - и как результат снижение объемов производства, в том числе и конкурентоспособной продукции.

     Таким образом, на основании вышесказанного можно констатировать следующее: понятие эффективности и конкурентоспособности деятельности хозяйственного субъекта взаимно переплелись, взаимосвязаны и взаимно дополняют  друг друга. Одновременно с этим, качественное значение данных показателей абсолютно различно. Конкурентоспособность предприятия - наиболее емкое, качественное понятие, включающее в себя эффективность хозяйственной деятельности.

     Конкуренция (с латинского) столкновение, состязание. Первые теоретические подходы о движущих силах конкуренции появились в середине 17 века в рамках классической политэкономии, что непосредственно связано с развитием товарно - денежных отношений.    Они рассматривали конкуренцию, как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики. Они определяли конкуренцию , как соперничество , честное, без сговора между продавцами и покупателями товаров за наиболее выгодные условия продажи (приобретения) товаров.

     К. Маркс, Джон Миль - сторонники поведенческого подхода представляли конкуренцию как антагонистическую борьбу, свойственную товарному производству. между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров. 

     На современном этапе для современных рыночных отношений объективным стало наличие монополий (монополизированных) рынков, а также возрастающая роль государства в регулировании экономической деятельностью хозяйствующих субъектов. Таким образом, на современном этапе экономического развития конкуренцию можно представить, как борьбу за ограниченный объем платежеспособного спроса, ведущийся фирмами на доступных им рыночных сегментах. Следовательно, для эффективного и результативного ведения хозяйственной деятельности в условиях конкуренции фирма должна обладать определенным уровнем конкурентоспособности.

     Конкурентоспособность хозяйствующего субъекта - это реальная и потенциальная способность хозяйствующего субъекта проектировать, производить и сбывать товар в тех условиях, в которых ему приходится действовать и те товары, которые по своим ценовым и неценовым условиям (характеристикам) в комплексе наиболее привлекательны для потребителя, чем товары конкурентов.

    Конкурентоспособность хозяйствующего субъекта, занимающегося внешнеэкономической деятельностью определяется, как способность (реальная и потенциальная) в долгосрочном плане сохранять и увеличивать свою долю на мировых рынках товаров (работ, услуг).

    Эффективность хозяйствующего субъекта- это результативность реального процесса экономической деятельности. Она отражает уровень развития и степень использования ресурсов, текущих затрат и характеризуется таким показателем, как сумма прибыли и рентабельность. Эффективность (с латинского) - исполнение, действие, означает результат от каких- либо действий. Эффективность хозяйствующего субъекта можно определить как отношение результатов хозяйственной деятельности к затратам ресурсов, которые были необходимы для осуществления данной деятельности.

     Рентабельность хозяйствующего субъекта - целевой показатель по которому можно судить о достижении (не достижении)  определенного уровня эффективности.

     К факторам влияющим на конкурентоспособность предприятия относят как внутренние, так и внешние. К внешним факторам можно отнести:

1.  динамизм экономики (положение национальной валюты, уровень развития техники и технологии, темпы экономического роста, объем покупательных фондов населения, емкость внутреннего рынка);