Изучение и анализ показателей эффективности и конкурентоспособности резидента СЭЗ «Гомель-Ратон» РНПУП «Ратон», поиск путей и резервов их повышения и совершенствования, страница 8

   Z=  0,717* К1+ 0,847* К2+ 3,107* К3 + 0,42* К4 + 0,995* К5, гда К1 - доля оборотного капитала в активах, К2- доля чистой прибыли в активах, К3 - отношение доходов от основной деятельности к активам предприятия, К4 - отношение собственного капитала к заемному, К5 - отношение объема продаж к активам.

    Вероятность банкротства определяется исходя из следующих показателей счета:

-  менее 1,1 - высокая вероятность банкротства;

-  от 1,1 до 2,0 - высокая;

-  от 2,0 до 2,4 - невысокая;

-  более 2,4 - низкая вероятность банкротства.

5.  Метод построения карты рынка. Смысл метода состоит в том, что все конкурентные предприятия делятся на 2 группы исходя из среднего значения рыночной доли. Рассчитывается среднеквадратичное отклонение от заданной средней величины, в соответствии с которым появляется возможность ранжирования предприятий по интервалу принадлежащей ему рыночной доли.  С целью определения места предприятия на рынке строится матрица формирования конкурентной карты рынка по двум параметрам: темп прироста рыночной доли  и занимаемая рыночная доля. В продолжение анализа конкуренты распределяются как по категориям рыночных долей, так и по темпам роста рынка. Метод является достаточно эффективным, но трудоемким.  

     Исходя из вышеизложенных методов оценки конкурентоспособности, для проведения более объективного анализа целесообразным считается применение нескольких методов оценки в комплексе.

    Таким образом, экономическая эффективность хозяйственной деятельности предприятия представляет собой результативность реального процесса экономической деятельности. Эффективность хозяйственной деятельности отражает уровень развития и степень использования ресурсов, текущих затрат и характеризуется такими показателями, как сумма прибыли и уровень рентабельности.

     Конкурентоспособность предприятия - это его способность (реальная и потенциальная) производить, проектировать и сбывать товар в тех условиях, которые диктует конкурентная среда, причем товар, который по совокупности своих ценовых и неценовых характеристик удовлетворяет потребности рыночных сегментов наилучшим, чем у конкурентов образом.

    Анализ экономической эффективности  состоит из анализа состава и динамики прибыли, определение источников ее формирования и факторов, влияющих на ее изменение, анализа конечных финансовых результатов от реализации продукции, анализа ассортиментной политики, внереализационных операций, анализа производственной рентабельности, выявления резервов повышения суммы прибыли и уровня рентабельности.

     Анализ конкурентоспособности предприятия состоит из определения типа его конкурентной стратегии, рыночной доли, рентабельности хозяйственной деятельности, конкурентоспособности производимых товаров, темпов роста производства товарной продукции, инвестиционного имиджа предприятия посредством метода оценки инвестиционной привлекательности, рейтингового метода, метода оценки финансовой устойчивости, экспертного метода, построения карты рынка.

      Анализ экономической эффективности и конкурентоспособности предприятия проводится с целью оценки рентабельности его деятельности, инвестиционной привлекательности, выявления резервов увеличения суммы прибыли, уровня рентабельности, рыночной доли, изменения и совершенствования конкурентных позиций предприятия на рынке, определения возможностей реализации отдельных элементов комплекса маркетинга, совершенствование цепочки ценностей на предприятии и системы ценностей с поставщиками и потребителями.

1.2. Условие конкурентоспособности предприятия в Республике Беларусь

    Как обозначалось выше, конкурентоспособность предприятия представляет собой реальную и потенциальную способность предприятия производить, проектировать и сбывать товары, которые по своим ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны, чем товары конкурентов. Конкурентоспособность предприятия, ориентированного на внешний рынок - это его способность в долгосрочной перспективе сохранять и увеличивать свою долю на мировых рынках.

     Условия научно- технического, экономического, производственного, социального, политического и инвестиционного характера оказывают прямое и косвенное влияние на положение предприятия в отрасли, эффективность его хозяйственной деятельности.

    Таким образом, основными условиями, влияющими на конкурентоспособность предприятия являются:

1. уровень развития техники и технологии производственного процесса;

2.  использование товаров-новинок и эксплерентных изобретений;

3.  коммерческие условия продажи применяемые предприятием (скидки, продажа в кредит и т.д.);

4.  доступность и удобство приобретения товаров и услуг потребителями (наличие развитой сбытовой сети, центров послепродажного обслуживания и консультирования и др.);

5.  эффективность проведения рекламных мероприятий;

6.  эффективное использование и взаимодополнение методов ценовой и неценовой конкуренции;

7.  реализация комплекса маркетинговых мероприятий, направленных на совершенствование товарной, сбытовой, ценовой политик предприятия и политики пропаганды;

8.  уровень поддержки и содействия со стороны государственных органов и общественных организаций.

    Условия конкурентоспособности предприятия и его внешнеторговая политика на мировых рынках впервые были рассмотрены Майклом Портером. Он впервые рассмотрел условия конкурентоспособности на уровне отдельных фирм, корпораций и отраслей экономики. В ходе данных исследование им было определено, что на внешнем рынке конкурируют не страны, а отдельные предприятия. Успех предприятия на внешнем рынке зависит от правильности выбранной им конкурентной стратегии, причем универсальной стратегии не существует. Выбор стратегии предприятия определяется страной базирования, конкурентной средой или набором рыночных сегментов на которых предприятие собирается работать, навыками и уровнем подготовки научно- технического и управленческого персонала., объемом инвестируемого капитала и прочими условиями, спецификой проводимой государственной политики в области внешнеторговых отношений.