Изучение и анализ показателей эффективности и конкурентоспособности резидента СЭЗ «Гомель-Ратон» РНПУП «Ратон», поиск путей и резервов их повышения и совершенствования, страница 14

    Основными источниками информации о внешней среде предприятия являются средства массово информации (пресса, телевидение), годовые финансовые отчеты предприятий-конкурентов адресованные акционерам, формы бухгалтерской отчетности за отчетный и предшествующий периоды (бухгалтерский баланс и приложения к нему), рекламный материал, подготовленный для международных выставок- продаж, регистры бухгалтерской отчетности и внутренней отчетности предприятия- конкурента. Информацию такого плана можно получить только при согласии фирмы либо в процессе промышленного шпионажа.      Основными источника информации являются принятые на законодательном и исполнительном уровнях Постановления Совета Министров, Законы, Декреты и Указы Президента РБ и Правительства в области регулирования экономической и внешнеторговой деятельности предприятий, решения и постановления принимаемые на уровне отраслевых министерств и ведомств, а также статистические справочники, сборники, ежегодники, статистические и учебные пособия.

   Основными источниками информации о внутренней среде  деятельности предприятия являются формы бухгалтерской отчетности за отчетный и предшествующий периоды (бухгалтерский баланс и приложения к нему), рекламный материал, подготовленный для международных выставок, регистры бухгалтерской отчетности и внутренней отчетности предприятия, статистическая и аналитическая отчетность по внешнеэкономической деятельности, устав и бизнес- план предприятия, учредительный договор, положения о структуре и функциях структурных подразделений, отделов и стратегических деловых единиц, годовой финансовый отчет.

 Рассмотрение внешней среды предприятия начнем с изучения глобальной интернациональной среды, которая на современном этапе, характеризуется следующими тенденциями:

1.  глобализация и регионолизация мирового хозяйства, предполагающая унификацию экономических механизмов различных государств, открытость национальных экономик, слияние границ, упрощение международного обмена факторами производства и т.д. Регионализация, в свою очередь. предполагает формирование экономико- политических блоков и использование режимов наименьшего благоприятствования по отношению к третьим государствам. Примерами могут быть: Таможенный союз РБ и России, Андский пакт, НАФТА, АСЕАН, Балтийская зона свободной торговли, арабский общий рынок и другие;

2.  замедление темпов роста мирового производства и мирового экспорта. К 2002 году средние темпы прироста мирового экспорта снизились с 4% до 2,5%;

3.  увеличение доли безработных среди экономически активного населения;

4.  расширение нелегальной миграции между странами и регионами;

5.  перемещение места получения пребыли из сферы производства в сферу финансовых услуг;

6.  рост государственной задолжности пост- социалистических стран и стран третьего мира странам Северо-Атлантического блока, что усиливает их экономическую и политическую зависимость от стран- лидеров: страны «Большой семерки».

7.  падения реальной заработной платы и рентабельности в государственном секторе экономики;

8.  появление международных корпораций  -ТНК и финансово- промышленных групп, осуществляющих свою деятельность по всему миру;

9.  расширение теневой экономики и видов деятельности, осуществляемой без уплаты налогов.

В настоящее время, активное прямое влияние на выбор стратегии отечественными предприятиями оказывает политическая, экологическая, экономическая, геополитическая ситуация в республике.

Обладая развитой промышленной базой, выгодным экономико- географическим положением, высоким уровнем развития промышленного производства, науки и образования, республика испытывает острую зависимость от сырьевых и топливно- энергетических ресурсов, особенно со стороны России. Существенное влияние на вовлечение страны в международную торговлю оказывает ее экономико- географическое положение. Оно способствует интеграции региона со странами Европы и России, что позволило ей войти в число одного из первых европейских экспортеров транспортных услуг. В тоже время ряд факторов оказывает сдерживающее влияние развитие внешней торговли это:

10.  тяжелое финансовое положение большинства, отечественных предприятий, отсутствие средств на модернизацию и обновление производственных  мощностей, ограниченность внутреннего рынка, низкий уровень денежных доходов и платежеспособного спроса населения не позволяют производить конкурентоспособную, качественную продукцию и успешно реализовывать ее на внешних рынках.

-недостаточно развита система сертификации и аттестации продукции по международным стандартам ИСО-9000, 9002 и 14000, отсутствие у экспортируемых товаров штрих кода, позволяющий повысить цену реализации товаров на 2-5%. В настоящий момент только два хозяйствующих субъекта в республике имеют данный сертификат качества.

11.  низкий международный рейтинг надежности республики для кредитов и инвестиций. 132- е место в мире по уровню инвестиционной привлекательности, невыполнение обязательств по предоставленным целевым кредитам, нежелание передачи иностранным инвестором контрольного пакета акций акционируемых предприятий государству с соответственной утратой контроля за хозяйственной деятельностью предприятия не позволяют перераспределять ресурсы эффективно.

12.  национализация собственности, жесткий валютный, таможенный, кредитно- финансовый контроль за внешнеторговой деятельностью предприятий.

   Система регулирования внешнеторговой деятельностью со стороны государственных органов представлена следующими нормативными актами:

1.  Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 29.12.1998 г. В соответствии со ст. 5 закона значительно упростился порядок ведения внешнеторговой деятельности, право на занятие внешнеторговой деятельностью возникает для предпринимателей и юридических лиц с момента государственной регистрации с указанием в уставных документах этого вида деятельности. Нерезиденты РБ занимаются внешнеторговой деятельностью на основе заключенных между государствами двусторонних договоров, а также на основании отдельных законодательных актов (закон «О СЭЗ», «Об иностранных инвестициях на территории РБ» и др.). Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляют Президент и Правительство РБ, а также Министерство экономики, торговли. иностранных дел, таможенный комитет, национальный банк, комитет государственного контроля.