Изучение и анализ показателей эффективности и конкурентоспособности резидента СЭЗ «Гомель-Ратон» РНПУП «Ратон», поиск путей и резервов их повышения и совершенствования, страница 46

    Следовательно, дополнительная сумма прибыли, которую получит предприятие на конец 2002 г. ввиду замедления оборачиваемости капитала, увеличения эффективности управления капиталом и увеличения среднегодовой стоимости активов предприятия составит 7492,0 тыс. руб.

   Таким образом, показатели рентабельности капитала предприятия являются хорошим средством для оценки качества управления.

    Помимо прочих факторов, оказывающих влияние на сумму выручки, (сумма прибыли, объем продаж, структура реализации, средняя цена реализации, уровень себестоимости), значительное влияние обусловлено изменениями коэффициента оборачиваемости капитала, а также среднегодовой стоимости активов предприятия.

    Для определения влияния данных 2 параметров на изменение суммы выручки от реализации в 2002 г. целесообразно использовать следующую факторную модель:

tВыручка общ. = tвыручка (Чоб) + tвыручка (кл), где tвыручка (Чоб) -изменение суммы выручки ввиду изменения коэф. оборачиваемости капитала, tвыручка (кл) - изменение сумы выручки ввиду изменения стоимости активов.

    Тогда, подставив значения показателей эффективности использования капитала предприятия в формулу (таблица 4.6.), определим влияние изменение оборачиваемости капитала РНПУП "Ратон" за отчетный период на прирост выручки от реализации:

tВыручка(Чоб)=tЧоб. * КЛ1= (-0,02)* 29242 = -584,8 тыс. руб.

     Таким образом, сумма выручки, которую не получит предприятие на конец 2002 г. ввиду замедления оборачиваемости капитала составит -584,8 тыс. руб.

    Влияние изменения среднегодовой стоимости капитала РНПУП "Ратон" в 2002 году по сравнению с 2001 г. на изменение суммы выручки от реализации определим так:

tВыручка(кл)=tКЛ * Чоб.о;

Подставив значения показателей эффективности использования капитала предприятия в формулу (таблица 4.6.) получим: tВыручка(кл)= 6000 *0,128= +768,0 тыс. руб.

     Таким образом, сумма выручки, которую получит предприятие на конец 2002 г. ввиду увеличения  среднегодовой стоимости капитала на 6000 млн. руб. составит дополнительно 768,0 тыс. руб.

     Следовательно, общий прирост суммы выручки от реализации будет обеспечен в основном за счет увеличения среднегодовой стоимости основных фондов, что составит 183,6 тыс. руб.

     Итак, исходя из вышеприведенной аналитической информации и расчетов видно, что показатели конкурентоспособность (эффективность хозяйственной деятельности) и  ускорение оборачиваемости капитала находятся в прямо пропорциональной зависимости.        Так, ускорение оборачиваемости активов предприятия вызывает соответственный прирост выручки от реализации и доходности предприятия, и наоборот.

     Следовательно, необходимым для РНПУП «Ратон» становится привлечение средств на пополнение оборотного капитала предприятия, что может быть достигнуто за счет следующего комплекса мероприятий: сокращение продолжительности производственного цикла, за счет интенсификации производственного процесса (использование новых технологий, ноу-хау, патентной продукции, автоматизации и компьютеризации производства, повышение уровня производительности труда, более полная загрузка производственных мощностей предприятия); рационального использования трудовых и материальных ресурсов; совершенствования организации материально-технического снабжения с целью бесперебойного обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами; сокращение времени нахождения капитала в запасах; ускорение процесса отгрузки продукции и оформление расчетных документов; сокращение времени нахождения средств в дебиторской задолжности; повышение и организация маркетинговых исследований, направленных на ускорения продвижения и "проталкивания" товаров на рынок (включая процесс рыночного мониторинга, совершенствование товарной и ассортиментной политик предприятия, формирование ценовой политики исходя из цен конкурентов и запаса потребительской прочности, организация рекламной деятельности, реализация продукции на доступных предприятию рыночных сегментах, рационализация географических границ рынка - открытие фирменных магазинов в центре городов и т.д.).

       Таким образом, в условиях конкурентной борьбы, необходимости качественного совершенствования хозяйственно-финансовой деятельности, улучшения и модернизации товарной продукции и материально-технической базы, а также с целью стабилизации и повышения уровня конкурентоспособности руководство и специалисты РНПУП «Ратон» обязаны  предусмотреть проведение следующих организационно-технических мероприятий на макро и микро уровне:

1.  освоение новой технологической продукции, проведение научных разработок, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, привлечение потенциальных внешних инвесторов.

2.  снижение материалоемкости, трудоемкости и энергоемкости производства, что оказывает непосредственное влияние на повышение уровня затрат на производство и реализацию продукции.

3.  повышение качественных характеристик реализуемой товарной продукции. широкое распространение «плавающих» базисных условий поставки.

4.  техническое перевооружение и модернизация материально-технической и производственной базы РНПУП «Ратон».

5.  совершенствование системы расчетов, применение новых форм расчетов (чеки, аккредитивы, инкассо и др.) и условий платежа.

6.  решение проблемы взаимных неплатежей с бюджетом и внебюджетными фондами.

7.  совершенствование производственного цикла производимой продукции, интенсификация контроля за качеством приобретаемого сырья и комплектующих.

8.  увеличение экспортных поставок (особенно в государства дальнего зарубежья), наращивание валютного и экспортного капиталов предприятия, обеспечение сбалансированности внешнеторговых операций в пользу экспорта и улучшения условий торговли.

9.  реорганизация отдельных стратегических деловых единиц, совершенствование работы материально-снабженческой службы на предприятии в области закупок товаров у непосредственного экспортера или предприятия производителя, снижение звенности товародвижения, что соответственно повысит конкурентоспособность продукции по ценовому фактору.