Изучение и анализ показателей эффективности и конкурентоспособности резидента СЭЗ «Гомель-Ратон» РНПУП «Ратон», поиск путей и резервов их повышения и совершенствования, страница 13

5. Основополагающим условием конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность страны базирования, которую М. Портер представил в виде  модели национальных конкурентных преимуществ. Данная модель состоит из основных параметров (детерминант), каждый из которых оказывает непосредственное влияние на приобретение конкурентных преимуществ, как отдельными предприятиями, так и отраслями национальной экономики в целом. Кроме того, модель конкурентных преимуществ находится под влиянием таких факторов как случай и государство.

Глава 2 Анализ внутренней и внешней среды деятельности предприятия

   Конкурентная среда является частью маркетинговой среды предприятия и представляет собой совокупность субъектов рынка и их отношения друг с другом, формирующиеся в процессе конкурентной борьбы: борьба за наиболее благоприятные условия производства и реализации продукции. Исходя из чего, анализ конкурентной среды предприятия проводят параллельно анализу внутренней и внешней среды деятельности предприятия.

  Связь предприятия с внешней средой можно изобразить в виде следующей блок- схемы(см. приложение):

    Из данной схемы можно заключить, что глобальная интернациональная среда формирует основные экономические тенденции отдельных регионов и обеспечивает условия работы предприятий на мировых рынках.

     Макросреда, определяет общую экономическую ситуацию в стране, которая характеризуется высокими / умеренными темпами экономического роста, повышением цен на сырье, усилением инфляционных процессов и безработицы. Технологические факторы, характеризующие макросреду, могут оказывать влияние на степень обновления

основных фондов и модернизацию производства предприятия в зависимости от его платежеспособности, рентабельности и степени развития научно- технического прогресса в стране, доступу к информации.

    В свою очередь, факторы микросреды оказывают прямое - непосредственное влияние на предприятие, в отличие от макросреды - оказывающей косвенное влияние.

   Факторы микросреды определяют выбор конкурентной и рыночной стратегий предприятия, усиливают степень конкурентной борьбы в отрасли, обеспечивают создание более благоприятных условий труда, способствуют совершенствованию организации процесса управления и т.д. Изменения во внутренней среде деятельности предприятия, зависят от изменений во внешней среде, и наоборот.

    Таким образом, внешняя среда деятельности предприятия представлена факторами микро и макросреды, а также глобальной интернациональной средой.

    Микросреда характеризует и определяет взаимоотношения предприятия с поставщиками сырья и материалов, посредниками и потребителями продукции предприятия, конкурентами, органами государственного управления, осуществляющими ревизионные функции по отношению к хозяйственной деятельности предприятия.

    Макросреда представлена совокупностью экономических, политических, демографических, геополитических, культурных, технологических и прочих факторов. оказывающих косвенное влияние на деятельность предприятия.

    Внутренняя среда деятельности предприятия представлена производственной и управленческой средой, а также экономическими результатами деятельности предприятия.      Производственная среда отражает структуру производства, степенью развития и составом стратегических деловых единиц, техникой и технологией производства, ассортиментом и количеством выпускаемых и реализуемых товаров и оказанием услуг, качеством и количеством поставляемого сырья и оборудования.

    В процессе анализа управленческой среды предприятия определяется организационная структура управления предприятием, функции управления, предмет и задачи деятельности предприятия, управленческие кадры, средства и источники информации и информационные потоки, приемы и методы управления, технологические средства управления.

    Экономические результаты деятельности предприятия рассматриваются показателями прибыли / убытка, рентабельности продаж, рентабельности капитала, уровнем издержек (затраты на 1 рубль выручки), показателями финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.

   В продолжение анализа внутренней и вешней среды оценивается государственная политика в области регулирования внешнеторговой деятельности (регулирование купли- продажи товаров, лицензирование, квотирование, тарифное регулирование, валютный контроль, сертификация экспортной продукции и др.); возможность появления новых конкурентов (оценивается численность потенциальных конкурентов и уровень входных барьеров в отрасль):влияние потребителей продукции / поставщиков (оценивается возможность появление новых посредников); оценка рыночной доли и динамики деятельности уже существующих конкурентов. Особенности конкурентной среды выражается в выборе типа конкурентной стратегии на рынке.

   Помимо определенных параметров, внутреннюю среду деятельности предприятия характеризуют размер предприятия, структура производимой продукции (специализированное, стандартное производство),организационно- управленческая структура. представленная в виде функциональных отделов, областей деятельности, хозяйственных подразделений и стратегических деловых единиц (СДЕ)- цехов, совместных предприятий, филиалов предприятия.

    Оценка размеров предприятия проводится на основании численности работников и размера производимой товарной продукции, объема собственного и привлеченного капитала. Организационно- управленческая структура представлена выделением СДЕ по виду выполняемых функций либо с учетом специфики произведенного товара. Важным фактором управленческой деятельности на рассматриваемом предприятии (РНПУП «Ратон») является управление портфелем с одновременным хеджированием рисков, исходя из  анализа рыночной ситуации, стратегических целей предприятия для каждой деловой единицы.

    В целом как внешняя, так и внутренняя среда оказывают влияние на рентабельность, платежеспособность, финансовую устойчивость и конечные финансовые результаты предприятия.