Изучение и анализ показателей эффективности и конкурентоспособности резидента СЭЗ «Гомель-Ратон» РНПУП «Ратон», поиск путей и резервов их повышения и совершенствования, страница 16

     Основную долю на рынке зеркал для авто- мото- вело промышленности занимает Завод «Диопроектор» г. Рогачев -50% рынка, причем на внешнем рынке- 23%, наименьшую соответственно- ИПП «Сапфир» г. Москва - 12% общего объема рынка; на рынке изделий агропереработки соответственно АО «Петрохлебсервис» г. С Петербург - 50% общего объема рынка, причем 30% -доля реализации продукции на внешнем рынке, соответственно наименьшую долю РНПУП «Ратон»- 18% объема рынка.

     Наибольшую долю на рынке комплектных распределительных устройств занимает АО «Московский завод электроцид» - 44% объема рынка, причем предприятие работает только на внешнем рынке, доля РНПУП «Ратон» - наименьшая и составляет - 29% доли внешних рынков. Реализация товаров на внутреннем рынке невозможна для предприятий ввиду отсутствие необходимости использования данных устройств и, соответственно, отсутствие спроса.

    Одновременно с этим, на рынке изделий промышленно -технического назначения наибольшая доля принадлежит Электромеханическому заводу г. Минск - 21% объема рынка, соответственно наименьшая - заводу «Центролит» г. Гомель  -7%, причем реализация продукции осуществляется только на внутреннем рынке из-за низкого качества производимой продукции отечественными предприятиями.

  Уровень входных барьеров в отрасль является значительным и определяется уровнем инвестирования, степенью развития техники и технологии производства, наличием научно- исследовательского аппарата, квалификацией научных работников и управленческого персонала, расходами на опытно- конструкторские и научно- исследовательские работы, разработкой товаров- новинок  и т.д.

    Определяя способы взаимодействия предприятия с поставщиками и потребителями в ходе  конкурентной борьбы, их взаимозавивимость и взаимообусловленность, необходимо отметить негативное влияние потребительского спроса на конкурентоспособность деятельности РНПУП «Ратон». Падение денежных доходов населения республики, снижение емкости внутреннего рынка ограничивают производственные и реализационные возможности предприятия. Снижение требований потребителей на внутреннем рынке к качеству товаров, удобности приобретения и потребления снижает конкурентоспособность продукции на внешних рынках, посредством снижения качества конечных товаров и их относительной дешевизне. С целью повышения конкурентоспособности конечной продукции и интенсификации сбыта товаров предприятия на РНПУП «Ратон» принимается комплекс маркетинговых и административных мер, связанных с увеличением качества исходного сырья и материалов, улучшения степени технологической обработки товаров не увеличивая отпускные цены на данные товары. Это достигается посредством снижения нормы прибыли, а также путем тщательного отбора и подбора рентабельных поставщиков сырья и комплектующих, повышение требований к поставляемым материалам, снижение звенности товародвижения. Маркетинговые и снабженческие службы предприятия активизируют свою работу в области снижения звенности движения сырья и организуя прямые поставки товаров со складов производителей на предприятие, причем оперативность снабженческих структур в условиях конкуренции и низкого уровня оплаты труда качественно улучшается.

   Одновременно с этим значительно снижается количество подписанных договоров с посредниками, занимающиеся снабженческой деятельностью, на предприятии открыт фирменный магазин, где реализуется продукция произведенная на предприятии либо полученная РНПУП «Ратон» в результате товарообменных операций. В свою очередь сбытовые службы предприятия ведут работу по организации прямых поставок товаров к конечному / промежуточному потребителю.

    С целью систематизации сбыта продукции, увеличения товарооборачиваемости, оборачиваемости оборотного капитала предприятия, а также увеличение объемов товарного производства администрация предприятия рассматривает вопрос целесообразности использования торговых посредников в области сбыта произведенной продукции. Широкое распространение, в настоящее время, получили операции по перепродажи. осуществляемые посредником от своего имени и за свой счет т.е. торговый посредник является стороной договора и является собственником товара. Он получает возможность реализовывать товар на любых рынках и по любой цене. Причем отношения между посредником и предприятием прекращаются после выполнения своих обязательств по договору. 

   В практике РНПУП "Ратон" используется и второй вид операций по перепродажи, когда предприятие предоставляет право торговому посреднику право продажи своих товаров на определенной территории в течение определенного срока на основе договора о предоставлении права на продажу. Заключение договора комиссии на практике не используется. В целях расширения рынков сбыта, увеличения рыночной доли на отдельных географических сегментах, повышения конкурентоспособности производимой продукции  администрацией рассматривается возможность заключения агентских договоров, которые состоят в поручении одной стороны (предприятием- экспортером) другой стороне - агенту, совершение посреднических сбытовых операций, связанных с куплей продажей товара на определенной территории за счет и от имени РНПУП "Ратон".

   Таким образом очевидно, что использование торговых посредников при проведении внешнеторговых операций, связанных с экспортом (импортом) товаров (услуг) является эффективным, прежде всего в условиях ужесточения конкурентной борьбы и быстро меняющейся рыночной конъюнктурой, учитывая значительную мобильность и гибкость предприятий- посредников, их быструю приспособляемость к рыночным изменениям.

    Однако, необходимо отметить, что особенностью использования посредников во внешнеторговой деятельности РНПУП "Ратон" является их использования в части экспорта и продвижения товаров на внутренний рынок.  В отношении снабжения производственного процесса сырьем и комплектующими предприятием применяется политика снижения звенности товародвижения и количества посредников, посредством прямых поставок материалов и сырья со складов предприятий- производителей. Данная политика позволяет снизить переменные расходы предприятия, издержкоемкость, а соответственно отпускную цену изделий и увеличить конкурентоспособность конечной продукции, особенно на внутреннем рынке.