Изучение и анализ показателей эффективности и конкурентоспособности резидента СЭЗ «Гомель-Ратон» РНПУП «Ратон», поиск путей и резервов их повышения и совершенствования, страница 41

     С целью реализаций поставленных целей и задач по увеличению объемов производства и выручки на 2002 год, целесообразным является изыскание внутренних резервов. Источниками формирования дополнительных внутренних резервов предприятия могут стать отчисления от прибыли для формирования фондов на пополнение собственных оборотных средств и формирование дополнительных фондов: фондов специального назначения.

   Однако, внутренних источников финансирования для реализации поставленных целей в соответствии с рыночной стратегий предприятия недостаточно ввиду низкого уровня рентабельности производственного процесса и продаж на уровне 2,6 и 3,1% соответственно.

    Открытым остается вопрос о прямом и косвенном содействии предприятию со стороны органов государственного управления и общественных организаций.

    Поддержка предприятия со стороны государства в лице Министерства промышленности и Министерства финансов может основываться на освобождении РНПУП «Ратон» от финансовых долгов прошлых лет, частичное лиготирования распределения получаемой выручки и прибыли, распределение государственных заказов и экспортных закупок продукции, доведение сбалансированных планов оборота внешней торговли и реализации товарной продукции на внутреннем рынке.

  Активизация мероприятий по финансово-экономической поддержке предприятия со стороны государства должна сопровождаться определенными изменениями как на микро так и на макро уровне: стабилизация валютного курса, снижение темпов роста инфляции, изменения в таможенной и налоговой политик в пользу снижения налогового бремени, таможенного и валютного контроля, либерализация и независимость решений принимаемых в рамках предприятия относительно внутренней среды со стороны государства, нивелирование проблемы взаимных платежей

     Повышение эффективности хозяйственной деятельности РНПУП «Ратон» и улучшения    его конечных финансовых результатов необходимо достичь путем проведения комплекса  мероприятий в следующих направлениях:

1.  приведение свободно-отпускных цен предприятия для индивидуальных и коллективных потребителей на внутреннем и внешнем рынке в соответствии с фактическими затратами на производство и реализации, причем установление свободно отпускной цены должно производиться на сновании необходимого уровня доходности и прибыльности (учитывая декларирование цен со стороны государства и размер полученных предприятием на это субсидий), а также реальных отпускных цен конкурентов.

2.  максимальное снижение затрат в части постоянных издержек (снижение ставок банковских кредитов, сдача в аренду и реализация незадействованных в производственном процессе основных фондов и земли, снижение расходов на подготовку кадров и более широкая реализация открытой кадровой политики и т.д.), снижение отчислений от прибыли в фонды потребления, не содействующие материально-техническому развитию предприятия, соответственное увеличение уровня отчислений от прибыли для формирования фондов в фонд накопления, проведение ускоренной амортизации, снижение стоимости товарно-материальных ценностей в активе баланса и т.д.

3.  увеличение объема выпуска товарной продукции за счет дополнительного внутреннего финансирования: закупка материалов, сырья и комплектующих.

4.  либерализация торговой политики предприятия, минимизация элементов ценового декларирования товарной продукции на внутреннем рынке с одновременным доступом предприятия на рынки стран дальнего зарубежья (использования льготного тарифного и нетарифного регулирования и т.д.).

5.  техническое перевооружение и модернизация производства, закупка качественного сырья и материалов для производства конкурентоспособной продукции.

6.  снижение методов административного регулирования и планирования со стороны администрации СЭЗ «Гомедь-Ратон».

7.  достижение сбалансированности внешней торговли в части увеличения импорта и привлечения внешних инвестиций, желательно в иностранной валюте и т.д.

   Конкурентная стратегия предприятия в области маркетинга (основываясь среднесрочных и долгосрочных стратегических целях планирования) должна направлена на стимулирование сбыта производимых товаров, анализ конкурентных рынков сбыта, увеличение конкурентной позиции предприятия на внешних рынках, активизация политики продвижения товара на рынок отдельных платежеспособных рыночных сегментов, реализация товарной и ассортиментной политик и т.д.

 Конкурентная стратегия отдела маркетинга и внешнеэкономических связей на РНПУП «Ратон» в области маркетинга в настоящий момент представлена следующими векторами:

8.  совершенствование рынка, его сегментация и позиционирование качественно новых товаров, предполагающая диверсификацию сбытовой политики предприятия в части продукции собственного производства.

9.  стратегия развития рынка, используется для сегментации и выявлении потенциально новых рынков, возможности совершенствование конкурентной позиции на новых рыночных сегментах.

10.  стратегия диверсификации или «вы платите за то, что мы решаем именно Ваши потребности». Данная стратегия ориентированна на производство конкурентоспособной продукции, направленной на удовлетворение производственно-экономических потребностей различных рыночных сегментов.

11.  реализация стратегии «Импортозамещение», основанной на производство и реализацию товаров-заменителей или продукции, альтернативной импортным товарным группам.

     С целью определения эффективности реализации такой маркетинговой политики необходимым является рассмотрение следующих факторов: вида применяемой стратегии на предприятии, политики собственника предприятия, его целей и задач, элементов планирования на предприятии и прочее.

   Возможное увеличение выручки от реализации продукции на конец 2002 г. на 2230 млн. руб., а также уровня прибыльности производства и реализации на 3801 тыс. руб., реально может быть достигнуто, в том числе и за счет успешной реализации маркетинговой стратегии предприятия в области сегментирования и позиционирования потребительских рынков. Структура видов маркетинговых стратегий, оказывающих непосредственное (факторное) влияние на объем получаемой выручки от реализации представлена в таблице 4.1.