Изучение и анализ показателей эффективности и конкурентоспособности резидента СЭЗ «Гомель-Ратон» РНПУП «Ратон», поиск путей и резервов их повышения и совершенствования, страница 12

     Активное влияние, особенно в Республике Беларуси, на формирование конкурентных преимуществ страны, а также на степень ее социально- экономического развития оказывает государственная политика в лице исполнительной, судебной  и законодательной властей. На современном этапе экономика республики, процессы планирования, организации и производства отечественных предприятий, особенно во внешнеэкономической деятельности подвержены активному регулированию со стороны государства.

     В связи с этим следует отметить, что меры. предпринимаемые государством как на макро, так и на микро- уровне отражаются на работе отечественного бизнеса скорее отрицательно, чем положительно. Отрицательное воздействие на уровень развития промышленности оказывает жесткая кредитная, финансовая, валютная, налоговая и таможенная политики. Налоговое бремя достигает 80% прибыли предприятий, исключая всякую возможность для самофинансирования, модернизации производства, проведение НИОКР, формирование специальных фондов и т. д.

     132 -е место по уровню инвестиционной привлекательности в мире среди прочих стран мира в 2000 году свидетельствует о невозможности перераспределения ресурсов эффективно. Отрицательное воздействие оказывает неравноправие субъектов малого и среднего бизнеса, относительно крупных промышленных предприятий в области получения кредитов и льгот при осуществлении экспортно- импортных операций. Нехватка собственного сырья, экспортного потенциала, отсутствие необходимого количества иностранной валюты для закупки критического импорта вынуждает ориентировать государственную политику страны на Восток, усилия зависимость экономики республики от рынков России.

     С целью приобретения экономической независимости, совершенствования конкурентоспособности деятельности отечественных предприятий Министерствами и Ведомствами принимается ряд мер по совершенствованию налоговой и финансовой систем страны. Неэффективность государственной политики реализуется посредством нерационального расходования бюджетных средств: 25% бюджета 2001 года израсходовано на социальную сферу и только 2,5 % на развитие международной деятельности республики (10% суммы социальных трансфертов государства). Перераспределение средств бюджета в пользу социальной сферы соответственно снижают темпы роста национального дохода и промышленного производства. Исходя из среднегодовых темпов роста расчетных статей бюджета начиная с 1995 года на социальную сферу, к 2005 году общая сумма социальных трансфертов составит 70% всего республиканского и местных бюджетов. Одновременно с этим, расходы государственного бюджета на капитальные вложения сократились до 7%, промышленность и транспорт - до 4%, финансирование сельского хозяйства - до 3%, соответственно расходы на правоохранительную деятельность им оборону увеличились до 15% бюджета, государственное и местное самоуправление -9%. Расходы государства на поддержку малого и среднего бизнеса составили всего - 37 млн. долл. США. Активный контроль по выявлению нарушений и нецелевому использованию бюджетных средств ведет  контрольно- ревизионный аппарат при министерстве Финансов. В то же время Правительство республики вынуждено принимать меры по защите внутреннего рынка, интересов белорусских товаропроизводителей, делая их продукцию на внутреннем рынке более конкурентоспособной. Политика государства в области стимулирования деятельности белорусских предприятий и защите внутреннего рынка предполагает увеличение конкурентоспособности предприятий на внутреннем рынке, под воздействием более качественного импорта. Реализуя протекционистскую политику и политику торговых преференций, Правительство республики усиливает конкурентные позиции белорусских товаропроизводителей на внутреннем рынке, а также усиливает степень экономической интеграции с экономически развитыми государствами и Россией.

     Торговая политика Республики Беларусь строится на принципах международного права, учитывая международные обязательства страны и способствуя продвижению отечественных товаров на внешний рынок.

    Участие государства в процессе конкурентной борьбы противоречиво: с одной стороны оно оказывает отрицательное влияние на конкурентоспособность отечественного бизнеса и экономики страны в целом, с другой - государство способствует интеграции отраслей страны в мировую экономику, защиту внутреннего рынка, увеличение экспорта отечественных товаров на мировые рынки.

    Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать главный вывод:

  1. условия конкурентоспособности предприятий зависят от уровня развития техники и технологии производственного процесса; использования товаров-новинок и эксплерентных изобретений; коммерческих условий продажи, применяемых предприятием (скидки, продажа в кредит и т.д.); доступности и удобство приобретения товаров и услуг потребителями (наличие развитой сбытовой сети, центров послепродажного обслуживания и консультирования и др.); эффективности проведения рекламных мероприятий; эффективности использования методов ценовой и неценовой конкуренции; реализации комплекса маркетинговых мероприятий, направленных на совершенствование товарной, сбытовой, ценовой политик предприятия и политики пропаганды; уровня поддержки и содействия со стороны государственных органов и общественных организаций.
  2. условия конкурентоспособности предприятий зависят от правильности выбранной ими конкурентной стратегии, причем универсальной стратегии не существует. Выбор стратегии предприятия определяется страной базирования, конкурентной средой или набором рыночных сегментов на которых предприятие собирается работать, навыками и уровнем подготовки научно- технического и управленческого персонала., объемом инвестируемого капитала и прочими условиями, спецификой проводимой государственной политики в области внешнеторговых отношений.
  3. Конкурентное преимущество для предприятия может быть получено на основе: преимущества в издержках, дифференциации продукции (связана с выпуском различных видов конкурентоспособной продукции и реализация ее на различных рыночных сегментах), фокусирования, связано с концентрацией усилий на каком либо одном рыночном сегменте.
  4. Основным фактором, влияющим на конкурентоспособность  товара (предприятия) Юданов определил, как запас потребительской стоимости - разница потребительской ценностью и ценой реализации. Чем больше данная разница, тем больше запас конкурентоспособности товара и, соответственно, предприятия.