Изучение и анализ показателей эффективности и конкурентоспособности резидента СЭЗ «Гомель-Ратон» РНПУП «Ратон», поиск путей и резервов их повышения и совершенствования, страница 37

    Внешний и внутренний рынки мебельной фурнитуры являются наиболее рентабельными и перспективными для предприятия в области сбыта продукции и увеличения рыночной доли, что подтверждается превышением цены реализации за единицу изделия мебельной фурнитуры над средней ценой реализации по предприятию на 8,5 тыс. руб.

Основным импортером мебельной фурнитуры для РНПУП «Ратон» является Италия, где комплекты и детали для мебели используются в качестве материалов и комплектующих для изготовления высококачественной мебели.

    Таким образом, построение конкурентной карты рынка производится на основе анализа структуры продаж мебельной фурнитуры на рынке Италии (см. табл. ниже).

                                                                                                                                    Таблица 3.3.4.

Структура продаж комплектов для мебели и мебельной фурнитуры на рынке Италии (данные 2000-2001 гг.)

Конкуренты

2000 г. штуки тыс. долл.

2001 г. штуки тыс. долл.

Доля   в 2001 г.  %

Темп роста продаж, %

Фирма «Стекловар» г. Москва

61

20

1,25

32,0

Фирма «Эвистор» г. Витебск

84

101

5,80

120,2

Минский подшипниковый завод г. Минск

62

48

2,80

77,4

Гомельский подшипниковый завод г. Гомель

11

14

0,80

127,3

Гроссер GmbH (Германия)

980

850

48,70

86,7

De cuccio (Италия)

451

680

39,00

150,7

РНПУП «Ратон»

35

30,9

1,80

88,2

Итого

1704

1744

100

120,3

   Методика построения карты рынка мебельной фурнитуры

1.  рассчитаем среднее арифметическое значение рыночных долей, равное 0,14.

2.  вся совокупность фирм делится на 2 группы- доля которых больше либо меньше среднего значения (14%). В нашем случае существуют  фирмы, доля которых больше средней и 5 фирм, доля которых меньше средней.

3.  В каждой группе выделяют 2 подгруппы. Таким образом, выделяется 4 типа предприятий: лидеры рынка, предприятия с сильной конкурентной позицией, предприятия со слабой конкурентной позицией и аутсайдеры рынка.

4.  По показателю рыночной доли ,все фирмы классифицируются следующим образом: фирмы с быстрорастущей, улучшающейся ,ухудшающейся и быстро ухудшающейся конкурентной позицией.

5.  Для каждой группы предприятий рассчитываем свое среднее и свое средне квадратичное отклонение.

Пусть К –количество предприятий доля которых больше средней, равной 14%; Н-К -  соответственно количество предприятий доля которых меньше средней.

6.  Рассчитаем среднее значение (Дср1) и среднее квадратичное отклонение (G1) для предприятий, доля которых больше средней по следующим формулам:

Дср1= 1/К * сумма (Дi); где Дi,  –доля каждого предприятия в 1 группе.

Подставив значение К и Дi по предприятиям 1 группы в формулу получим:

Дср1 =1/2 * (39,0 +48,7)= 43,8.

 G1= [1/К * сумма (Дi – Дср1)2]1/2=[1/2 * (0,0023 + 0,0024)] ½= 4,8.

7.  Рассчитаем среднее значение (Дср2) и среднее квадратичное отклонение (G2) для предприятий, доля которых меньше средней по следующим формулам:

Дср2= 1/ Н-К * сумма (Дi); где Дi,  –доля каждого предприятия во 2 группе.

Подставив значение Н-К и Дi по предприятиям 2 группы в формулу получим:

Дср2 =1/5 * (1,2+5,8+2,8+0,8+1,8)= 2,5. G2= [1/Н-К * сумма (Дi – Дср1)2]1/2=[1/2 * (0,00017+0,0011+0,00001+0,00028+0,00005)] ½= 1,8.

G1 и G2 используются для определения границы интервала.

     Распределение предприятий по категориям исходя из значения рыночной доли производится следующим образом:

Дср + 3 G1, Дмакс;

Дср, Дср +3 G1;

Дср -3 G2, Дср;         

Дмин, Дср-3 G2;

        тогда

28,4 ; 48,7      --

14,0 ; 28,4      --

  8,6 ; 14,0      --

  8,6 ; 0,8        --

лидеры рынка

фирмы с сильной конкурентной  позицией

фирмы со слабой конкурентной позицией

аутсайдеры рынка

     На основании распределения предприятий по категориям исходя из значения рыночной доли, происходит построение матрицы конкурентной карты рынка. Она позволяет выделить 16 положений предприятия на рынке. Наиболее значимым статусом обладают предприятия в крайнем левом углу, наименее соответственно - в правом нижнем углу. Положение предприятия внутри группы определяется величиной его рыночной доли (интервалом ранжирования в который попало предприятие).Матрица конкурентной карты рынка мебельной фурнитуры Италии представлена в приложении.

     Таким образом,  из приведенной матрицы можно заключить, что рынок мебельной фурнитуры и комплектов для мебели Италии является достаточно монополизированным т.к. около 80% доли рынка занимают 2 конкурирующих предприятия: Де-Кучио и Гроссер. приоритет на данном рынке, несомненно, отдается отечественным поставщикам и использования местного сырья и комплектующих для производства конечных изделий мебели. Наличие режима наибольшего благоприятствования определено исходя из быстрорастущей рыночной доли отечественного предприятия Де-Кучио, а также ускорения темпов продаж товаров на 50,7% или в 1,57 раза. Прирост рыночной доли со стороны отечественного предприятия Де-Кучио выражается в соответственном уменьшении рыночной доли его основного конкурента - предприятия Гроссер (Германия), темп роста продаж которого снизился на 13,8%.

    Следовательно, наиболее конкурентоспособным предприятием на рынке мебельной фурнитуры Италии является Де- Кучио (Италия), доля которого в общей емкости ранка составляет 39%, причем оно характеризуется наиболее быстро растущей конкурентной позицией. Наименее конкурентоспособным предприятием на данном рынке является соответственно фирма «Стекловар» г. Москва, характеризующиеся быстро ухудшающейся рыночной долей, которая за 2000-2001 гг. снизилась соответственно на 68%. Гомельский подшипниковый завод хотя и является аутсайдером рынка, но характеризуется улучшающейся конкурентной позицией, определяемой темпами роста объема продаж мебельной фурнитуры ,которые на 1.02.2002. г. составили 127,3%.