Изучение и анализ показателей эффективности и конкурентоспособности резидента СЭЗ «Гомель-Ратон» РНПУП «Ратон», поиск путей и резервов их повышения и совершенствования, страница 42

                                                                                                                                    Таблица 4.1.

Структура маркетинговых стратегий, применяемых РНПУП «Ратон» за период 2001-2002 г.

Применяемая стратегия

Объем реализации (прирост),%

1. Совершенствование рынка

30

2. Разработка новых товаров

40

3. Развитие рыночных сегментов

20

4. Диверсификация

10

    Таким образом на основании таблицы 4.1. можно утверждать, что наибольшее значение - 40% на прирост выручки от реализации продукции РНПУП «Ратон» на 2002 г. оказывает стратегия разработки качественно новых товаров: товаров-новинок, а также стратегия совершенствования рынка сбыта, обеспечивающая общий прирост выручки на 30%.

Наименьшее влияние на прирост выручки от реализации на 2002 г. (в %) оказывают стратегии развития рыночных сегментов и диверсификации товарной продукции, обеспечивающие соответственно 20 и 10% прироста.

      В условиях жесткой неценовой конкуренции на различных рыночных сегментах, актуальным для РНПУП «Ратон» является повышение конкурентоспособности товарной продукции посредством внедрения новой сбытовой политики, основанной на:

1.  проведении интенсивной рекламной компании.

2.  гибком сочетание методов ценовой и неценовой конкуренции с использованием элементов ценовой политики, возможности предоставления скидок, рассрочки платежей за отгруженную продукцию, наиболее приемлемых условиях сбыта, сегментирования и диверсификации потенциальных потребителей по уровню доходов, кредитоспособности и платежеспособности.

3.  применение политики дисконтирования и диверсификации свободно отпускных цен для различных товарных и географических рыночных сегментов.

4.  ускорение сроков поставки продукции по заявкам потребителя и специальным государственным заказам за счет более гибких, по сравнению с предыдущими периодами базисных условий поставки, широкое использование морских контейнеров и новых видов упаковки и маркировки, производство экспортной упаковки, что позволяет повысить безопасность и сохранность товара, уровень его конкурентоспособности.          

5.  применение политики динамичного производственных запасов на складе.

 Все еще актуальным и насущным для РНПУП «Ратон» становится вопрос рационализации затрат на разработку и проведение маркетинговой политики, формировании программы производства и сбыта, проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработку и внедрение в производство товаров новинок и товаров с незначительными качественными улучшениями для внутреннего рынка и рынков Чехии и Германии.

    Реализация выше приведенных маркетинговых и производственных программ, а также конкурентной стратегии предприятия в области производства и сбыта, будет способствовать более рациональному внедрению в производство и использование новых технологических продуктов и сырья, повышению объема производства товарной продукции, ускорению оборачиваемости активов предприятия, привлечению дополнительных источников внешнего финансирования, в том числе и со стороны государственных органов, увеличению набора конкурентных преимуществ по отношению к прочим предприятиям-конкурентам.  

В настоящее время, основным признаком сегментации рынков является их сегментирование по географическому принципу.

    Так, за период 2000-2001 г. наибольший удельный вес в общем объеме реализации товаров РНПУП «Ратон» по географическому признаку занимает внутренний рынок Республики Беларусь - 70-85%; затем следует рынок России - 15-25%, страны дальнего зарубежья в том числе Германия, Италия, Чехия - 3-3,5%. Экспорт товаров в страны- участницы СНГ (кроме России) со стороны предприятия отсутствует.

     Наибольший удельный вес в общем объеме реализации товарной продукции занимают комплектно-распределительные устройства - 23%, мебельная фурнитура -12,9%, комплектация для медтехники- 14%.

    В 2002 году дальнейшее развитие получит работа с фирмой Гамстер, ИМБ  и Гроссер (Германия) на рынке изделий и комплектующих из мебельной фурнитуры, топливно-энергетических устройств, зеркал для авто- мото техники основанная на регулярном осуществлении внешнеторговых операций. Руководством и маркетинговыми службами на предприятии планируется поиск новых торговых партнеров, дилеров и торговых посредников с целью более эффективной и ускоренной реализации товарной продукции на различных рыночных сегментах. Определенные изменения произошли в области внешнеторговой и ассортиментной политики предприятия в области структуры реализации, сбалансированности внешнеторгового оборота и т.д.

     Таким образом, основными направлениями  повышения показателей конкурентоспособности и эффективности любого предприятия является, повышение доходности и прибыльности предприятия за счет изыскания дополнительных резервов увеличения объемов реализации, снижения уровня затрат, изменения товарной и географической структуры продаж и др.

   Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основным источником увеличения резервов прибыли и доходности предприятия, является увеличение объема реализации (рентабельных видов продукции), снижение себестоимости и повышение качества товарной продукции, реализация товаров на более выгодных рынках сбыта и рыночных сегментах, снижение звенности товародвижения, повышение техники и технологии производства и т.д.

1)   Подсчет резервов роста суммы прибыли на 2002 г. за счет увеличения объема реализации продукции по каждой товарной группе представлен в таблице 4.2.(см. приложение).

  Таким образом, из таблицы 4.2. видно, что на резерв увеличения суммы прибыли оказывают влияние 2 фактора: возможность увеличения объемов реализации продукции (штук) и фактическая сумма прибыли на единицу продукции (тыс. руб.). Резерв увеличения объемов реализации, в свою очередь, определяется технологическим и производственным потенциалом предприятия, загруженностью и напряженностью промышленного производства, объемом полученных заказов и заявок на производство продукции на 2002 г., фактической суммой подписанных контрактов и объемом экспортных обязательств.