Изучение и анализ показателей эффективности и конкурентоспособности резидента СЭЗ «Гомель-Ратон» РНПУП «Ратон», поиск путей и резервов их повышения и совершенствования, страница 40

   Как показывает опыт, белорусские предприятия не изучают требования своего конечного потребителя к качеству, ассортименту, цене и прочим неценовым факторам. Таким образом, актуальным для предприятия в настоящий момент является изучение требований к производимым и реализуемым товарным группам со стороны конечного потребителя.

    Проблемой, появившейся на предприятии в отсутствие маркетинговых концепций, является ориентация менеджмента предприятия на среднестатистического потребителя даже на таких специализированных рынках как рынки топливно-энергетических устройств, научно-технической продукции, комплектно-распределительных устройств и т.д.

Негативное влияние на укрепление конкурентных позиций предприятия оказывает деятельность финансового менеджмента, основанная на реализацию широкомасштабной социальной политики и проведении культурно-массовых мероприятий, а не на достижение положительных результатов конечной хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

    Повысить результативность и эффективность деятельности на предприятии также позволяет грамотная кадровая политика. Важным для предприятия является установление жестких нормативов и критериев оценки кадрового потенциала для специалистов каждой должности, чем в 2002-2003 гг. должен заняться отдел кадров на предприятии при содействии с отделом труда и заработной платы. Работники предприятия в условиях открытой кадровой политики РНПУП «Ратон» должны быть уведомлены на какие кадровые перемещения они могут рассчитывать и в какие сроки.

Особое место в кадровой политике предприятия должна занять система подготовки и переподготовки кадров, исходя из требований конъюнктуры рынка труда, а также система повышения квалификации работников на база предприятия, учебных комбинатов, ведущих специалистов и работников управленческого персонала - на базе институтов повышения квалификации при высших учебных заведениях.

      Повышение показателей эффективности и конкурентоспособности хозяйственной деятельности предприятия возможно при следующей совокупности условий:

1.  качественных изменений во внешней среде: положительного динамизма экономики (ревальвация национальной валюты, повышение уровня развития техники и технологии, темпов экономического роста, объемов покупательных фондов населения, емкости внутреннего рынка); эффективности промышленного производства; динамизма рынка, т.е. повышение конкурентоспособность субъектов малого и среднего бизнеса, связанных со сбытом и продвижением товаров за рубеж; развитием финансовой системы Республики (активизация деятельности коммерческих банков в области кредитования и субсидирования малого и среднего бизнеса, бирж, финансовых институтов); наличием квалифицированных кадров и универсализации трудовых ресурсов; снижении  роли государства (изучение  и снижение уровня налогообложения, доли государственного сектора в национальном доходе, степени контроля за производственно-хозяйственной деятельностью предприятий); рациональное и эффективное использование природных ресурсов и экономико-географического положения; готовности государства, финансовых институтов стимулировать торговую деятельность, кредитовать частный экономический сектор; политики страны в области НИОКР и т.д.

2.  качественных изменений во  внутренней среде: модернизация и внутреннее совершенствование уровня техники и технологии производства на РНПУП «Ратон»; использование нововведений и новейших изобретений; разнообразие и доступность форм расчетов и платежей; повышение доступности и удобства приобретения товара покупателем (наличие развитой сбытовой сети, технического обслуживания, количества послепродажных услуг); эффективность проведения рекламных мероприятий и изыскание дополнительных средств для их реализации, стимулирование затрат со стороны государства на осуществление маркетинговой деятельности; комплексное использование методов ценовой и неценовой конкуренции; повышение уровня производственной, финансовой и консультационной  поддержки деятельности предприятия со стороны государственных органов в лице администрации СЭЗ «Гомель-Ратон».

     Основополагающей целью развития РНПУП «Ратон» на 2002 год является увеличение объемов производства и изменение структуры товарной продукции в пользу более качественных видов товара, получение дохода и прибыли, сбалансированность сбытовой, товарной, ценовой маркетинговых политик предприятия, повышение конкурентоспособности предприятия используя неценовый фактор.

    Стратегия предприятия по мнению автора, должна строится на принципах автономии и либерализации маркетинговой и внешнеторговой политик предприятия, направленная на увеличение рыночной доли и укрепление позиций монополизации рынка энергетической отрасли. РНПУП «Ратон» обладая мощным потенциалом в состоянии полностью удовлетворить потребность белорусских предприятий энергетического комплекса в топливно-энергетических устройствах, отвечающих заданным требованиям стандартов.

     Кроме того, имеется устойчивый спрос на зеркальную продукцию, мебельную фурнитуру и комплекты для мебели, топливно-энергетическое оборудование, разработанные и внедряемые в производство в соответствии с государственными программами «Энергосбережение» и «Импортозамещение».

     Достижение объемов производства продукции  до планируемого уровня, даст возможность предприятию снизить стогнирующие темпы его производственно-экономического развития, обеспечит безубыточность его производственно-сбытовой деятельности и, соответственно,  создаст необходимые предпосылки для формирования дополнительных резервов пополнения собственных средств (в том числе и оборотных), увеличения уровня оплаты труда работникам и специалистам предприятия, обеспечение своевременности платежей в бюджет и внебюджетные фонды, сокращение объемов кредиторской задолжности, а также увеличение уровня выполнения экспортных и импортных обязательств.

    Негативным моментом для РНПУП «Ратон» является отсутствие потенциальных инвесторов как в форме прямых, так и портфельных инвестиций, что соответственно снижает экономический потенциал предприятия и возможность достижения поставленных целей.