Изучение и анализ показателей эффективности и конкурентоспособности резидента СЭЗ «Гомель-Ратон» РНПУП «Ратон», поиск путей и резервов их повышения и совершенствования, страница 18

2)  Маркетинг, где выделяют следующие отделы: отдел конъюнктуры и цен, деятельность которого направлена на определение форм и методов ценообразования на рынке, выборе рыночной и конкурентных стратегий, прогнозе цен в долгосрочной перспективе, оценке конкурентоспособности производимой продукции; отдел рекламы; отдел реализации; инженерно-технический отдел, деятельность которого заключается в изучении действующих на мировых рынках технических требований к товарам и информированием о них руководства предприятия и собственника, анализе технического уровня и качества производимой продукции; отдел совместных предприятий, занимается организацией и координацией деятельности совместных предприятий внутри РНПУП "Ратон".

3)  Принятия и исполнения управленческих решений: отдел развития, обеспечивает  совершенствование внешнеторговой и организационной структуры на предприятии; отдел материально-технического снабжения; отдел АСУ (автоматизированные системы управления базами данных) и вычислительный центр, занимаются разработкой программных продуктов и программного обеспечения, написанием программ и т.д.; канцелярия; административно-хозяйственный отдел; отдел кадров; юридический отдел, отдел социальной защиты работников предприятия, отдел труда и заработной платы. (структура отделов РНПУП «Ратон» представлена в приложении).

Координацией, организацией, контролем за внешнеэкономической деятельностью предприятия занимается отдел внешнеэкономических связей во главе с начальником отдела. В его функции входят:

1.  организация и проведение деловых переговоров, встреч, собраний (протокольная функция);

2.  перевод технической и коммерческой документации;

3.  подготовка коммерческих предложений зарубежным партнерам;

4.  заключение внешнеторговых договоров купли-продажи;

5.  координация и взаимодействие со службами и подразделениями, занятых обслуживанием экспорта/ импорта предприятия;

6.  ведение аналитической и статистической отчетности по внешнеэкономической деятельности;

7.  организация служебных командировок;

8.  участие в международных выставках, ярмарках;

9.  подготовка рекламных проектов, буклетов, коммерческой информации о предприятии;

10.  подбор и проверка стратегических внешнеторговых партнеров предприятия;

11.  изучение конъюнктуры на мировых рынках, динамику спроса на товары предприятия;

12.  оформление экспортной таможенной документации в рамках договоров на поставку товаров;

13.  подготовка и выработка требований к упаковке экспортных товаров;

14.  контроль за выполнением обязательств предприятия по экспорту и импорту;

15.  обеспечение сбалансированность внешнеторговых операций и положительное сальдо внешней торговли для предприятия.

     Значительную роль в обеспечении успеха предприятия на рынке играет экономическая информация. На РНПУП "Ратон" информационное обеспечение хозяйственной деятельности реализуется в следующем направлении: на предприятии работает система информации, основанная на программном обеспечении СУБД "Ребус". На предприятии имеется штат программистов, которые отвечают за качество функционирования данной системы. Суть действия данной системы такова. Каждый отдел предприятия подключен по компьютерной сети к локальной сети. Схематично, такая система информации может быть представлена в виде блок-схемы 2.3. (см. приложение).

   Все данные хранятся на отдельном компьютере, к которому подключены все остальные пользователи. Отделы в соответствии со спецификой своей деятельности имеют возможность получать и предоставлять соответствующую информацию:

-  Отдел реализации регистрирует отгрузку товаров потребителям, предоставляет данные по формированию производственных запасов на складе и отгрузке вагонов по регионам.

-  валютно-финансовый отдел прослеживает информацию по платежам за отгруженную продукцию на внутренний и внешний рынки, ведет карточку покупателя, где отражаются операции по платежам.

-  Отдел конъюнктуры и цен (маркетинга) предоставляет информацию о формах и методах ценообразования на рынке, выборе рыночной и конкурентных стратегий, прогнозе цен в долгосрочной перспективе, оценке конкурентоспособности производимой продукции.

-  Отдел материально-технического снабжения заносит в систему данные по поступлению на баланс предприятия товарно-материальных ценностей, оприходует их на склад предприятия, ведет учет поставщиков сырья, материалов и комплектующих по регионам и видам продукции.

-  Склады предприятия отражают сведения о наличии товарно-материальных ценностей на складе, данные по поступлению и отпуску продукции и материалов.

-  Производственные цеха регистрируют производство основных видов продукции, поступление для производственных нужд материалов и комплектующих за смену, месяц, год.

-  Бухгалтерия отражает данные по ведению финансовых операций (платежи за сырье, материалы, распределение средств предприятия, поступление средств от хозяйственной деятельности предприятия и внереализационных операций).

  Таким образом, на основании данных каждого из отделов формируется система оперативной информации о хозяйственно-производственной деятельности предприятия. К такой системе имеет возможность подключиться любой отдел, который имеет доступ в локальную сеть. Данные системы внутренней информации используются различными отделами, службами, подразделениями:

1.  планово-экономическим отделом, используются данные по хозяйственной деятельности предприятия для разработки планов предприятия на будущий период, предоставление статистических отчетов в органы статистики по производству продукции, объемах реализации, потреблению сырья и материалов и т.д. за определенный период времени.

2.  отделом реализации, используются данные о наличии продукции на складах, данные по потребителям продукции, сведения о поступлении денежных средств от реализации на расчетный и валютный счета предприятия другое.