Рукоположение женщин в Православной церкви, страница 7

Вернемся к главному вопросу: можно ли богословски обосновать, почему женщины не должны быть священниками? Это возвращает нас ктрем центральным пунктам, указанным выше  – преданию, антропологии и литургическому символизму.

Обратимся к преданию

«Я ищу народ Божий, святой, крепко держащийся за предания церкви,  – ибо постепенное разрушение расшатает основы дома, и в кратчайшее время сокрушит все сооружение до основания»32. Св. Иоанн Дамаскин предостерегал против иконоборцев, но большинство современных православных считают, что эти слова относятся и к рукоположению женщин: таких рукоположений не бывало, значит, их не должно быть и сейчас.

Если бы Господь предназначил женщин к священнослужению, Он бы дал четкие предписания Своим ученикам, а они, в свою очередь, послушались бы Его.

Поскольку верность Священному преданию неотделима от православия, православные экзегеты видят в предании не просто историческое, но и богословское доказательство. «В Кафолической церкви нужно держаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все»,  – писал св. Викентий Леринский33. Как можно примирить женское священство с правилом св. Викентия? Две тысячи лет церковь рукополагала только мужчин. Вправе ли мы менять ту церковную практику, которая не менялась, начиная с апостольских времен?

Напрашивается очевидное возражение, которое нередко предлагают западные христиане: женщин не рукополагали в священнослужители из-за общественных и культурных предрассудков. Женщины обычно не имели полномочий в обществе, и церковь,

32Против иконоборцев, 1:68.

33Викентий Леринский. Напоминание^'.^ (Corpus chresfianorum [ее] 64, p.149).

34 

не допуская их до священнослужения, просто выражала взгляды своего времени. В XX в. почти во всех сферах жизни положение полностью изменилось, и христианские общины, разрешившие женское священство, справедливо учли эту многообещающую перемену.

Этот довод основан на нескольких спорных положениях. Во-первых, с исторической точки зрения неверно, что женщин не допускали к священнодействию в Древнем мире. Напротив, во времена Христа и апостолов во многих религиозных общинах, за исключением иудейских, женщины бывали в роли священнослужителей. Ограничивая священство мужчинами, ранняя церковь сохраняла верность иудейскому наследию, что противоречило общему духу тогдашнего языческого общества. Во-вторых, уже на богословском уровне, рискованно предполагать, что Христос вместе с основанной Им церковью должен был считаться с общественными и культурными предрассудками Его времени. Прежде чем оценить, вправе ли православие ссылаться на авторитет предания, установим, что же такое настоящее предание. Верность преданию  – это не застывший фундаментализм или запрет на все новое. Правильно понятое, оно не статично и не инертно; оно динамично. Каждое новое поколение воспринимает и проживает его по-своему, поверяет и обогащает его новым опытом церкви. По словам В.Н. Лосского, предание  – критический дух церк-вих4. Это не просто охранительное, консервативое начало, но прежде всего принцип роста и возрождения; не просто собрание документов или свидетельство прошлого, автоматически записанное и механически повторенное, но это живой ответ на голос Божий, наша непосредственная и личная встреча со Христом в Духе, происходящая здесь и сейчас. Таким образом, подлинная верность преданию  – не рабское копирование прошлого, а серьезная попытка отделить второстепенное от главного. Подлинный ревнитель предания не реакционер, ратующий за его неприкосновенность, а человек, который различает «знамения времен» (Мф 16:3) и готов увидеть евангельскую закваску даже в столь светском движении, как современный феминизм.

В Священном предании мы находим не только динамизм, но и постоянство. «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13:8). Дух всегда активен в каждом новом поколении, однако роль Духа  –свидетельствовать о Сыне (Им 16:13 – 15); Дух приносит не новое откровение, а вечную и неизменную истину Христо-

S1 В.Н. Лосский. Преданиеипредания, в: In the Image and Likeness of God. Crestwood, 1974, p. 156.

ву. Nove, поп пош33 ,  – по словам Викентия Леринского36. Не обязательно делать или говорить что-то «новое», поскольку Откровение Христово совершенно и окончательно, но, направляемые Духом, мы всегда должны действовать и говорить «по-новому», жить с обновленным умом и сердцем. Разве возобновление женского священства не относится именно к той новизне, которая нарушает непрерывность предания?

Большинство православных полностью согласились бы со словами французского кальвиниста Жан-Жака фон Альмена: "Хотя Новый Завет дает возможность полного обновления и мужчинам и женщинам, там нигде не сказано, что женщина может публично и авторитетно представлять Христа. Христос не говорит ни одной женщине: "Слушающий вас, Меня слушает". Ни одной женщине Он не обещает разрешить на небе то, что она связала или развязала на земле. Ни одной женщине Он не поручает проповедовать. Ни одной женщине не дает Он заповеди крестить или причащать Его плотью и кровью. Ни одной женщине не поручает Он пасти Его стадо»37.

По словам о. Иоанна Мейендорфа, здесь мы сталкиваемся с проблемой послушания Христу: должны ли мы как христиане оставаться верными Его примеру или нет? Принимаем ли мы «данность» и окончательность Его откровения и верим ли в апостольское преемство церкви? Хотим ли мы принадлежать к той же церкви, которую основал Христос? О. Иоанн говорит: «Сегодня церковь притязает быть "апостольской". Это означает, что ее вера основана на свидетельстве, что ее служение  – Христово и оно определяется уникальным, неповторимым деянием Божьим, совершившимся во Христе... Никакое новое откровение не может довершить или заменить то, что сделал Христос, "когда пришла полнота времени" (Гал 4:4). Евангелие Христово не может быть написано заново, поскольку "полнота времени" пришла именно тогда. В известном смысле все христиане должны стать современниками Христа. "Историческая обусловленность", присущая Евангелию, в определенном смысле  – норма для. всех нас . В XX в. оно не может быть абсолютной нормой, в апостольскую эпоху оно ею было»88.