Рукоположение женщин в Православной церкви, страница 14

Вот в чем главное: священнослужитель или епископ  – представитель или «икона» Христа. Христос действует и осуществляет Свое присутствие через священнослужителя. Это представление о священнике как о «посланнике» Христовом, укорененное в Библии, можно найти в доникейских текстах, и греческих, и латинских. Приведем два примера. В начале II века св. Игнатий Анти-охийский пишет, что епископ представляет «образ Бога»715 или выступает «на месте Бога». Кроме того, он считает епископа именно представителем Христа77. Но его типология неоднородна: в других текстах Христу уподоблены диаконы78. Очевидно, у св. Игнатия не было четкой схемы, и все же он представлял себе христианское служение как своеобразное представительство Бога Отца или Христа. В следующем веке св. Киприан Карфагенский на Западе говорит четче и определеннее: «Господь и Бог наш Иисус Христос  – Сам первосвященник Бога Отца; Он принес себя в жертву Отцу и заповедал это делать в воспоминание о Нем; таким образом священник поистине действует вместо Христа (viceChristi)»™.

Чтобы не возникло впечатления, будто эта идея (епископ или священник действует вместо Христа  – viceChristi) исключительно западная, а не восточная, вспомним слова монаха Антиоха

7Г> О предательстве Иуды, 1:6 (PG 49:380) Беседы на Евангелие от Иоанна77:4 (PG 59:472).

> К магнезийцам, 6:1, ср. К трамийцам 3:1; К смирнлнам 8:1. 77 К трамшйцам, 2:1; К ефесянам 6:1; К римлянам 9:1. 7S К магнезийцам,, 6:1. 7« Послание, 63:14.

 (средневизантийский период, VII в. по Р. X.): «Священники должны подражать первосвященнику (т.е. епископу), а он, в свою очередь, должен подражать Христу-первосвященнику»80. Св. Феодор Студит (| 826 г.) тоже называет епископа или священника «иконой Христовой» и «подражателем Христу»81. Та же мысль звучит в молитвах при посвящении в сан епископа: «О Христос, Бог наш... соделай этого человека подражателем Твоим, пастырем истинным».

Представление о священнике как о другом Христе (alterChristus), образе, символе или представителе Христа, распространено и на греческом Востоке, и на латинском Западе, хотя православные и католики не совсем одинаково толкуют роль священника в пресуществлении Святых Даров. Как полагают современные католики, священник действует от personaChristi(от имени Христа). «Слова установления»  – «Сие есть Тело Мое... Сия есть Кровь Моя» он произносит как бы от имени Христа, или, скорее, Сам Христос говорит их через священника.

В византийском обряде, напротив, через освящающую анафору священник говорит не от personaChristi, a inpersonaEcclesiasiae, как представитель церкви. Когда он возглашает: «Сие есть Тело мое... Сия есть Кровь Моя»,  –эти слова  – часть общей благодарственной молитвы. Священник, действующий в союзе с паствой и от ее имени, благодарит Бога Отца за спасительное воплощение, смерть и воскресение Христа, особенно за установление евхаристии; но он нигде не говорит от имени Христа. Потом, продолжая действовать в союзе с мирянами и от их имени, он призывает Духа Святого; обращаясь к Богу Отцу, просит его послать Духа и освятить евхаристию. В это решающее мгновение, как и в евхаристической молитве, он уже не наместник Христа или Его икона, но вместе с остальными молящимися просит и молит Бога.

Итак, при освящении Даров в римском обряде священник по всеобщему убеждению представляет Христа народу, а в византийском обряде священник предстательствует от имени народа перед Христом. Поэтому большинство православных не одобряют «западное положение» священника при освящении евхаристии; священнику, как и народу, подобает смотреть на восток, поскольку в этот момент службы он говорит от лица людей, а не от лица Бога. Есть в литургии и другие моменты, когда служащий действует от имени Христа, например, когда он благословляет моля-

*п Беседа, 123 (PG89:1817C).

81 Семь глав против иконоборцев, 4 (PG 99: 493 CD); Послания, 1:11 (PG99:945D).

щихся, осеняя их крестом и говоря: «Благодать Господа нашего, Иисуса Христа... будет со всеми вами» или: «И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами»,  – но ни в одной молитве при освящении он не говорит inpersonaChristi(от лица Христа)82.

Словом, во время важнейшего священнического молитвословия – чтения евхаристического канона  – в православном понимании служащий не представляет собой икону Христа. Это значит, что связанный с иконой аргумент против рукоположения женщин для православных христиан менее убедителен, чем для католиков. Тут встает иной вопрос: насколько это доказательство убедительно вообще, будь то в„православии или в католичестве? Когда св. Феодор Студит и другие называют священника или епископа «подражателем» или «иконой» Христа, они не имеют в виду, что между ними существует физическое сходство. Священник не «изображает» Христа, даже если он носит бороду, у него могут быть темные волосы, ему может быть тридцать лет. Глупо и наивно предполагать, что священнослужитель во время литургии должен внешне напоминать Христа, словно актер на сцене, «загримированный» под Спасителя. Отцы церкви никогда не толковали литургическую символику внешне и материалистически. Рисованная икона должна передавать сходство с первообразом, но священник  – не рисованная икона.

Если священник представляет Христа не физически, а через внутренний и духовный смысл его служения, должен ли он непременно быть мужчиной, чтобы исполнять эту символическую роль? Г-жа Бер-Сижель настойчиво повторяет: раз священник, по словам св. Иоанна Златоуста, «просто одалживает свой язык и отдает свою руку», почему же язык и рука, которые использует Христос, не могут быть женскими?»83 Все мы, и мужчины, и женщины, безусловно, можем вспомнить мгновения из нашей личной жизни, когда женщина была для нас посредником Христа, являя собой икону Его сострадания и исцеления. Почему же она не может это делать во время литургии?

Итак, если принять, что священнослужитель  – икона Христова, то это само по себе не противоречит женскому священству. Мы нащупали слабое звено в цепи доказательств... Обратимся ко второму вопросу: каково богословское значение мужской природы