Рукоположение женщин в Православной церкви, страница 27

Конференция в Агапии стала первой ласточкой. Она «не делает весны», но возвещает о ее приходе. Сейчас иерархи православных церквей не придают большого значения этим пожеланиям женщин, но семена посеяны и дадут всходы.

В ходе конференции нескольких православных женщин (среди них была и я) включили в работу над совместным проектом комиссии ВСЦ по вере и церковному устройству «Изучение общины женщин и мужчин в церкви»55. Приходится признать, что участие православных церквей в этом изучении было посредственным, эпизодическим и, как правило, негативно-критическим.

Проблему рукоположения женщин не включили и в официальную программу «Изучения». Но она волновала умы, о ней жарко спорили во многих церквах, членах ВСЦ, и все больше укреплялось мнение, что именно в ней – высшее препятствие единству христиан, которому и призван способствовать ВСЦ. Проблема была непосредственно затронута на коллоквиуме в Страсбурге – Клингентале (1978) и внесла напряженность в споры на встрече в Нидер-Алтайхе (1980), посвященной богословской антропологии.

51 Orthodox Women (n. 48), pp. 26-28.

52 Ibid., p. 48.

53 Ibid., p. 48.

54 Ibid., p. 49-56.

55Об истории этого проекта и его реализации см.: С. Parvey (ed.). The Community of Women and Men in the Church. The Sheffield Report. Geneve, СОЕ, 1983.

Съезд в Шеффилде (1981) под руководством американской женщины-богослова пастора Лютеранской церкви Констанс Парви ознаменовал окончание трехлетнего процесса штудий, коллоквиумов и встреч в разных частях света.

В Шеффилде Констанс Парви, по ее собственным словам56, не смогла направить в нужное русло энергию протестантского большинства. Смешанная межконфессиональная группа упомянула об этой проблеме в заключительном отчете осторожно и сдержанно, но она ворвалась страстным требованием в «Послание к церквам», за которое пленарное заседание проголосовало в атмосфере, сравниваемой с «пятидесятнической». «В Шеффилде церквам говорил Дух», утверждается в «Послании». Оно напоминает о «страдании многих женщин и мужчин, над которыми в лоне церквей господствуют мужчины, тогда как в рукоположении отказано женщинам, чувствующим свое призвание к служению слова и таинств»57.

«Послание», направленное в центральный комитет ВСЦ (август 1981 г.), очень плохо приняли представители православных церквей. Раздались возмущенные голоса. Потом занавес опустился. На практике «Пожелания», которые, несмотря на все свои несовершенства, должны были побудить к общему размышлению, были проигнорированы православными церквами, особенно церквами Восточной Европы, самыми значительными по числу их членов.

Причин отсутствия взаимопонимания немало, и ответственность за него несут многие. Непонимание отчасти объясняется политическими факторами: холодная война, изоляция православных церквей Восточной Европы, терпимых коммунистическими режимами только в качестве пережитков прошлого и поэтому загнанных в литургическое гетто с запретом на любое свободное слово. Пропасть между культурами отделяла их от христианских церквей Запада – церквей, которым бросала вызов современность и которые ощущали необходимость ответить на него. Споры вокруг вопроса о рукоположении женщин во священство не интересовали православные церкви, боровшиеся за выживание. Эти споры казались им «нереальными», как писал в ту пору о. Александр Шмеман, один из немногих православных богословов, которые восприняли их всерьез. Со своей стороны, западные сторонники рукоположения были мало озабочены оппозицией православных, которую они рассчитывали проигнорировать. Как

И'' Sheffield Report (n. 52), р. 90. -r>7 Ibid.

свидетельствует и шеффилдском Докладе Констанс Парви, они не сумели услышать православных. Они не стремились их понять. Одна из немногих православных, которые прошли от начала до конца путь из Лгапии в Шеффилд, вместе с сестрами из Протестантской, Католической, Англиканской и Православной церквей, я могу сказать, что этот опыт обогатил меня. Плодом его и других, последовавших за ним событий, стала моя книга «Служение женщины в церкви

Рукоположение женщин. Отступничество или творческое развитие живой церковной традиции?

Несмотря на название, этот сборник лекций, прочитанных в разных местах, и статей, опубликованных в разных журналах119, не отстаивает рукоположения женщин. Помечая вехами маршрут, пройденный в диалоге с христианами и христианками различных исповеданий, он ставит вопросы, поднятые перед всеми церквами миром женщин, испытывающим глубокие изменения. Речь идет о том, чтобы не потерять для церкви этот мир из-за невнимания к его чаяниям, как потеряли в XIX-XX вв. едва ли не весь мир рабочих. Простая мирянка, я пытаюсь, как призывал к этому Своих учеников Христос, различить «знамения времени» (Мф16:3). Разве не беспрерывно слышится призыв, обращенный к церкви в ее полноте, – totus Chrislus – «весь Христос» – как к «книжнику, наученному Царству Небесному», выносить «из сокровищницы своей новое и старое» (Мф 13:52)?

:")S См. сноску 3.

м Из разнообразного опыта, паложиишсго отпечаток на эту книгу, я хотела бы особо выделить диалог с моими православными братьями и сестрами в Париже, в небольшой группе для общих размышлений, а также во время лекций, прочитанных в Парижском Католическом институте, в Лионском Центре христианского единства, в Экуменическом институте Тантур-Иерусалим, и, наконец, lastbutnotleast, в течение нескольких педель, проведенных мною в доминиканском Колледже философии и богословия в Оттаве. Пользуюсь случаем, чтобы выразить мою глубочайшую признательность отцу Ж.М.Р. Тийярду (J.M.R.Tillard), стоявшему у истоков этого приглашения, а также двум священникам  – Мишелю Гургу (Michel Gourgues) и Жиллю Милийо (Gilles-D. Mailihiot), разрешившим мне включить в книгу исследование, составившее ее первую главу, и ранее опубликованное в LAllerile. Vivreensamble different* (Paris, Cerf; Mom real, Bellarmin, 1986), издателями которого они являются.