Рукоположение женщин в Православной церкви

Страницы работы

Содержание работы

Рукоположение женщин в Православной церкви

Элизабет Бер-Сижель Епископ Диоклийский Каллист (Уэр)

Перевод: Людмила Алексеева, Алексей Бакулов,

Анна Курт, Татьяна Стамова

Научный редактор: игумен Иннокентий Павлов

Литературный редактор: Марина Федорова

Макет: Антон Бизяев Оформление обложки и верстка: Татьяна Савина

Книга издана при поддержке Всемирного совета церквей (Женева, Швейцария)

Данный перевод французского издания L'ordinationdefemmesdans

I'Egliseorthodoxeепископа Диоклийского Каллиста (Уэра) и

Элизабет Бер-Сижель публикуется с согласия издательства

Les Editions du Cerf.

Тема настоящей книги - служение женщин в церкви. Авторы книги известные православные богословы - в своих выступлениях ясно дают понять, что тема женского церковного служения и даже рукоположения женщин не является для Православной церкви чем-то посторонним, одним из «искушений» экуменизма, как это кому-то представляется. Более того, для Российской церкви это даже не новая тема, если вспомнить горячее стремление св. великой княгини Елизаветы Федоровны возродить в начале XX века женский диаконат.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, в первую очередь, на студентов-богословов и церковную общественность, где сейчас все громче звучат женские голоса.

Содержание

Элизабет Бер-Сижель

Женщины в Православной церкви................... 6

Элизабет Бер-Сижель

Рукоположение женщин обсуждается и в Православной церкви............................................................. 15

Епископ Диоклийский Каллист (Уэр)

Мужчина, женщина и священство

Христово......................................................... 45

©        Les Editions du Cerf, 1998 ©        Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2000


Епископ Диоклийский Каллист (Уэр)

Мужчина, женщина и священство Христово

Верующий в Него не постыдится. Не 28:16

Открытый вопрос?

Как же трудно нам, православным христианам, говорить собственным  голосом!   После падения Византии мы слишком часто заимствовали наши богословские понятия на Западе, иногда прибегая к доводам католиков (особенно в спорах с протестантами), а подчас и к доводам протестантов (особенно  – возражая католикам). Еще в 1867 г. Юрий Самарин, друг и издатель русского мыслителя-славянофила Алексея Хомякова, писал: «Наша православная школа не в состоянии была определить ни латинства, ни протестантства, потому что, сойдя со своей почвы, она сама раздвоилась, и каждая из половин ее стояла против своего противника, а не под ним...»1. Вместо того, чтобы слепо следовать Западу,  – продолжает Самарин, – мы, православные, должны подходить к католическим и протестантским спорам творчески, независимо, с отчетливо православных позиций.

Воззрения Самарина не устарели и по сей день, через 130 лет после того, как они были высказаны; в особенности они актуальны в нынешних спорах о женском священстве. До сих пор спор велся в основном на Западе. Перед православными был поставлен вопрос «со стороны», и он так и не стал нашим вопросом. Когда мы вступаем в спор, мы рискуем впасть в ошибку, против которой предостерегал Самарин: перенять критерии и доводы неправославных писателей, не сформулировав независимой православной точки зрения, основанной на святоотеческой мысли. Православные противники рукоположения женщин нередко ссы-

1 Ю.Ф.Самарин. Соч. М., 1887, т. 6, с. 359.

лались на папское постановление о женском священстве InterInsigniores(15 октября 1976 г.), не задумываясь о том, насколько концепция священства, высказанная в этом документе, соответствует православию.

Очевидно, что мы, православные, должны внимательно прислушиваться к тому, что сегодня говорят на Западе противники и сторонники рукоположения женщин, поскольку нам есть чему поучиться и у тех, и у других. Но еще важнее, чем вслушиваться в их слова, разобраться в опыте западных христиан, в их радостях, а главное  – в их страданиях. Ведь эти споры породили неимоверную боль, растерянность и ярость среди сторонников и противников женского священства, и православные не могут оставаться в этой ситуации равнодушными. Кроме того, мы должны взвесить западные доводы и оценить западный опыт в свете нашего предания. Что касается формулировки подлинно православной позиции, то тут мы все еще в начале пути. В последние годы, действительно, в православных журналах появилось множество статей таких авторов, как о.Фома Хопко, Дебора Белоник, Кириаки Фицджеральд и Верпа Харрисоп (сестра I lonna). Важный вклад в эту тему внесла Элизабет Бер-Сижель: последние двадцать лет ее статьи отличаются мужеством и проницательностью2. По мы по-прежнему ждем от православных пространного и глубокого исследования на эту тему.

Что касается данного очерка, то в нем я переработал и развил свои идеи, изложенные в 1978 г.3 С тех пор мои взгляды на этот вопрос сильно изменились. В 1978 г. я считал рукоположение женщин невозможным. Теперь я в этом не уверен. Меня далеко не убеждают доводы современных сторонников женского священства, по в то лее время возражения противников кажутся мне сейчас куда менее убедительными, чем тогда. И я прошу считать этот вопрос открытым. Не надо думать, будто в этой сфере все прояспилось и встало на свои места – это явно не так как для православных, так и для представителей других конфессий.

Сразу же хочу обратить внимание па следующий момент. В вопросе женского священства до сих пор кет всеправославпого решения, обладающего вселенской силой. Вероятно, ближе всего к такому решению подошли авторы декларации, единодушно принятой православными делегатами на собрании Англиканско-православной объединенной вероучителыюй комиссии, заседание которой проводилось в Афинах в июле 1978 г. Декларация решительно отвергала всякую возможность рукоположения женщин в священный сан'1. Эта позиция, несомненно, заслуживает внимания, по едва ли ее можно рассматривать как истину в последней инстанции. Осенью 1978 г. это решение было передано всем православным церквам, и хотя ни одна из них (насколько мне известно) не высказала никаких возражений, формально оно так и не было одобрено. Молчание  – не всегда знак согласия.

Вместе с афинской декларацией 1978 г. нужно отметить заявление, сделанное Межправославпым симпозиумом по вопросам места женщины в церкви, который проходил на о. Родосе (Греция) с 3 октября по 7 ноября 1988 г. Это заявление столь же решительно исключало всякую возможность рукоположения женщин в священнослужители5. В этом большом и важном совещании, созванном Вселенским патриархатом, участвовали представители почти всех православных церквей. Но его решения не имеют формальной м окончательной силы и не распространяются па всю Православную церковь; скорее они внесли важный вклад в непрерывные споры.

Говоря о церковном служении женщин, не побоимся признать, что в нем есть элемент тайны, которой мы едва коснулись, «тайны» в богословском смысле слова. Тайна  – это не просто загадка или нерешенная головоломка. Это истина или ряд истин, кото-

Похожие материалы

Информация о работе