Рукоположение женщин в Православной церкви, страница 22

Различие полов, продолжающееся в различии «харизм»  – специфически библейский смысл этого слова здесь, скорее всего, игнорируется, – задает, согласно Евдокимову, «пределы, в которые как бы вписан каждый человек и выход из которых свидетельствует о смятении». Человек-мужчина «вырывается из своего существа... он призван владычествовать над землею (Быт 1:28), возделывать сад (Быт 2:16)». Обнаруживая «созидательные и изобретательские способности своего духа, [он] создает науку, искусство, философию, богословие... рядом с ним находится женщина-помощница, она вдохновляет и дополняет его... Предназначенная для продолжения рода и защиты потомства... она есть источник жизни, родник святости... зеркало, в котором отражается лицо мужчины и открывается ему самому»19. В действительности эта дихотомия, прикрытая романтической риторикой, возвращает нас к древним стереотипам, которые обрекают женщину, призванную к святости «бытия» – святости в некотором смысле пассивной, – на служение мужчине, началу активному и творческому. Именно в эти рамки укладываются в антропологическом построении Павла Евдокимова призвание мужчины к священству – выражение его творческой энергии, и призвание женщины к некоей помощнической, но пассивной святости, парадоксальным образом связываемой со Святым Духом, которого христианское

17 P. Evdokimov. La Feinme el le Salut du monde, p. 255.

18 Ibid., p. 256. i'J Ibid.

предание как раз и именует «животворящим».

«Священство – функция мужчины-свидетеля. Епископ свидетельствует подлинность таинств и обладает властью их совершать; его харизма – блюсти чистоту предания и заниматься пастырской деятельностью. Служение женщины не в исполнении каких-то функций, но в самой ее природе. Служа тому, что далеко от ее харизмы, она предает себя. Мужчина связан главным образом с Христом-священником, мужчина-епископ посредством своих священнических функций таинственным образом проникает в элементы мира сего, чтобы возвысить его и превратить в Царство. Мужчина-свидетель опирается в своих поступках на мужское начало; посредством священной энергии он пронзает плоть этого мира; он и есть «употребляющий усилие», о котором говорится в Евангелии, захватывающий сокровище Царства, причем, сокровище это – святость естества, и воплощает ее женщина. Естеством связанная с Духом Святым, животворящим Утешителем, она предстает в облике Евы-жизни, сохраняющей, оживляющей, защищающей каждую частицу мужского творения20».

В другом месте Евдокимов обозначает идею, более детально развитую в его посмертном сборнике статей «Новизна Духа»21, идею об ипостасном материнстве Духа как божественного архетипа девственного материнства Марии, Которая Сама явилась образцом духовного материнства как женского призвания, обновленного Духом22. Почему же эта «материнская» харизма не может проявиться в служении женщины, благословленном церковью? Как пи странно, такую возможность Павел Евдокимов не рассматривает, самым радикальным образом разделяя служение харизматическое и институциональное. Не противоречит ли это учению о служениях апостола Павла23, нашедшее продолжение у отцов церкви? Мы вернемся к этому вопросу в связи с аргументацией против рукоположения женщин во священство, приводимой американским православным богословом о. Фомой Хопко.

В 1983 г. в издательстве Американской православной семинарии святого Владимира вышла книга «Women and the Priesthood»24  –

20 Ibid., p. 256.

21 P. Evdokiniov. Le Saint-Espril et la Mere de. Dieu, in: La Nouveaute de 1'Esprit. Edition de 1'abbaye de Bellefontaine, 1977, pp. 253-278.

22 P. Evdokiniov. LaFe-mmcetleSalutdumonile, pp. 220-221. LaNouveaute del'Esprit, pp.-25.7-258.

23 VoirJ. Erickson. La pretrise dans 1'enseignement pamstique, in: Contacts, n. 146, 1988,p. 115.

24 «Женщина и священство».

сборник ранее опубликованных статей различных православных богословов, в большинстве своем – англоязычных. Этот труд показывает, как единодушно отвергают они рукоположение женщин. Составитель – о. Фома Хопко, профессор догматики в семинарии св. Владимира. «Women and the Priesthood» открывается замечательным предисловием о. Александра Шмемана, в то время ректора семинарии. Он пишет: «Авторы очерков и статей, собранных в этой книге, не претендуют на то, чтобы исчерпывающе осветить или даже затронуть все важные проблемы, возникшие из-за решения некоторых христианских общин на Западе допустить женщин к рукоположению. Скорее, это – первая попытка ответить на вопрос, с которым Православная церковь никогда непосредственно не сталкивалась и который остается для нее casusirrealis25. Нам, однако, предстоит дать себе ответ о своем уповании (1 Петр 3:15), и, стало быть, мы не вправе обходить этот вопрос, поскольку он нам чужд. Вот как нужно понимать попытку ответа, еще весьма невразумительного и фрагментарного»26.

Умеренный и даже смиренный тон этого превосходного предисловия резко контрастирует с очень жесткими заявлениями того же богослова, сделанными несколько ранее, в 1976 г., когда Синод Епископальной церкви США только что проголосовал за возведение женщин на пресвитерское служение. «Рукоположение женщин, – писал тогда о. Александр, обращаясь к своему другу, члену этой церкви,  – равнозначно для нас извращению христианской веры во всей ее полноте и отказу от свидетельства Писания во всей его совокупности. Само собой разумеется, что оно кладет конец всякому диалогу»27. В 1983 г. о. Александр, человек открытой натуры, осознал сложность проблемы и серьезность доводов тех, кто отстаивает возможность рукоположения женщин во священство. Однако данная работа Шмемана, по мнению ее издателя о. Хопко, имеет целью показать, что высокообразованные православные богословы западной культуры единодушно выступают против того, что они рассматривают как губительное новшество.

Очерки, составляющие книгу, неодинаковы по объему и по значимости. Среди авторов есть и две женщины – Кириаки Фиц-джеральд, статья которой хорошо обоснована исторически, вы-

25 Невозможный случай (лат.)

26 А. Schmemann, preface deTh. Hopko (ed). Wman and the Priesthood,