Рукоположение женщин в Православной церкви, страница 12

мG. Florovsky. "The Church: Her Nature and Task", in: Bible, Church, Tradition: An Eastern Orthodox View. Belmont, Mass. 1972, p. 58.

C5 Concerning Women's Ordination: Letter to an Episcopal Friend, in Lutge (см. сноску 37), pp. 14  – 15.

позднее сформулированное о. Александром Шмеманом66. Например, св. Епифаний Кипрский, нападая на коллиридианок, не прибегает к доказательству, связанному с иконой67. Довод о. Александра Шмемана и других богословов  – существенно новое доказательство, разработанное во второй половине XX века; в раннем предании его нет. Из этого, конечно, не следует, что это доказательство ложное. Но те, кто на него опирается и вместе с тем считает себя ревнителем предания, должны осознавать его новизну. Традиция, предание, как мы уже говорили,  – не механическое повторение прошлого.

Интересно отметить, что православные участники сессии Англикано-православной объединенной вероучительной комиссии 1978 г., проходившей в Афинах, не прибегали к доказательству, связанному с иконой68. Англо-католики, участвовавшие в сессии, хотели бы, чтобы православные использовали это доказательство, однако, те предпочли прямо обратиться к преданию. Хотя некоторые из них одобрительно отнеслись к этому доказательству, они понимали, что, вероятно, его трудно высказать в сжатой форме, которая удовлетворила бы всех православных участников афинской встречи.

Тем не менее доказательство: священник  – икона, прозвучало на родосском симпозиуме, где было принято постановление: «В типологии богослужения непрерывная церковная традиция без всякого исключения призывала служить у алтаря только тех священников, которые представляют в Теле Христовом Его главу и Господа, первосвященника Иисуса Христа»69. По словам представителя экуменического патриархата, митрополита Хризостома из Мир, «рукоположенное священство  – мужское, потому что оно выражает свидетельство и жертву воплощенного Христа»70.

Теперь обратимся к первому из двух наших вопросов: в каком смысле священник представляет Христа? Некоторые православные, не принимающие доказательства, связанного с иконой, настаивают на том, что само понятие священника как «образа» Христова характерно для латинского Запада и не принято в православии. Это  – сильное преувеличение. Возможно, православие и католичество понимают роль священника по-разному, но основ-

Cli Ср. интересный спор проф. John Ericson «The Priesthood in Patristic Teaching», in: The Place of the Woman in the Orthodox Church, pp. 113-115.

67 См.: сноску 49.

°8.См.: Anglican-Orthodox Dialogue... (см. сноску 4), pp. 58  – 60.

(1уСм.: Limouris. The Place of Women in the Orthodox Church, pp. 26 – 27.

70 Limouris. op.cit., pp.129  – 130.

ная идея священника или епископа как «представителя» или «образа» Христова  – часть общего наследия, которое Восток и Запад получил от христианской древности.

Да, мы можем говорить об «иконе», но в каком смысле? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно разграничить три формы священства в Церкви: уникальное первосвященство Христа, царственное священство всех крещеных и «особое» пастырское священство рукоположенного духовенства. Мы должны одновременно установить три взаимозависимых истины:

1. Есть только один священник, Иисус Христос, первосвящен ник Нового Завета, «посредник между Богом и человеками» (1 Тим 2:5), истинный совершитель всякого священнодействия.

2. Все верующие – священники: в силу того, что все мы созданы по образу и подобию Божьему, а также потому, что обновили этот образ в крещении и миропомазании (в Западной церкви  – конфир мация) все мы  – и духовенство, и миряне  – «царственное священ ство, народ святый» (1 Пет 2:9), отделенный для служения Господу.

3. Священники  – это люди избранные: отдельные члены церкви через молитву и возложение рук избраны для пастырского служения Богу.

Если мы не проведем отчетливую грань между второй и третьей формой священства, между онтологическим священством, получаемом при крещении, и душепастырством, может возникнуть путаница. Например, слова ап. Павла: «нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе»(Гал 3:28), иногда цитируют в пользу женского священства. На самом же деле, как видно из предыдущего предложения: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал 3:27),  – Павел говорит здесь о крещении, а не о рукоположении. Этот текст относится к царственному священству всего народа Божьего, а не к пастырям.

Женщины точно так же, как и мужчины, созданы по образу Божьему, наравне с мужчинами воссозданы в крещении и получают дар Духа Святого в таинстве миропомазания. Поэтому, что касается второй формы священства, они такие же «цари и священники» (Откр 1:6), как любой из нас. Это царственное священство прежде всего заключается в том, что каждый человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, может творить, подобно Богу-Творцу. Каждый может созидать и лепить мир, раскрывая новые возможности и новый смысл сотворенного, делая все материальное осмысленным и одухотворенным. Царственное священство выражается в том, что каждый человек  – это «снхарт:-тпческое животное». Воздавая хвалу liory и славя К го :ta «.'отворенный мир, человек превращает каждую вещь в Святые Тайны и через них причащается Господу. Каждый из нас способен вернуть этот мир Создателю через благодарение или являя ему свое новое «я», обновленное тело и душу как «жертву живую» Пресвятой Троице (Рим 12:1). «Твоя от твоих Тебе приносяще о всех и за вся» (Литургия св. Иоанна Златоуста). Вот в чем смысл вселенского священства, присущего всей природе человеческой. На языке этого иератического самоотвержения мужчина и женщина в равной мере могут считаться священниками сотворенной вселенной.