Рукоположение женщин в Православной церкви, страница 18

Рядом с русскими православными диссидентками в СССР можно поставить православную монахиню, которая несла свое служение – по словам ее биографа, «диаконское» служение – в русской эмиграционной среде во Франции, сначала в период между двумя войнами, а затем – в условиях фашистской оккупации. Бывшая революционерка, пришедшая в церковь, дружившая с выдающимися русскими религиозными мыслителями – о. Сергием Булгаковым, Николаем Бердяевым, мать Мария Скобцова является, подобно пастору Бонхофферу, символической фигурой христианского сопротивления национал-социалистическому варварству. Мать Мария была отправлена в лагерь смерти Равенсбркж за то, что помогла спастись многим евреям, и погибла там в газовой камере в канун Пасхи 1945 г. В настоящее время Православная церковь готовит ее канонизацию9.

Сегодня, после падения коммунизма, отнюдь не старые женщины – часто из среды неофитов – принимают эстафету у «бабушек» советской эпохи. Хорошо образованные, нередко с университетскими дипломами, эти новые христианки приходят на помощь перегруженным заботами священникам. Организуя помощь нуждающимся, становясь завхозами, счетоводами, реставраторами, они вносят оживление в возрождающуюся жизнь приходов. Эти женщины берут на себя значительную часть забот церкви о жертвах слишком резких и хаотичных экономических перемен: стариках, бездомных, многодетных семьях, инвалидах.

Не возникает ли хотя бы у некоторых из этих диаконисе, не имеющих, однако, этого звания, стремление к тому, чтобы получить признание церкви в виде благословения (рукоположения). Такое стремление возникает, и нередко, особенно среди интеллигентных женщин, получивших богословское образование. Это образование имеет в России глубокие корни. В середине XIX века русские аристократки – может быть, под влиянием протестантских веяний – выступили с идеей возродить сан диакониссы, забытый, но никогда в Православной церкви официально не отменявшийся. Они были поддержаны известными епископами, в т. ч. знаменитым митрополитом московским Филаретом (Дроздовым). Подхваченный в начале XX века великой княгиней Елизаветой, этот проект не мог быть осуществлен в драматических обстоятельствах того времени. Елизавета Федоровна погибла от рук большевиков в начале революции (недавно она была канонизирована), но ее смелый проект пылится в архивах Московского патриархата. В Русской церкви, где сегодня – после долгого пе-

9 Mere Marie. Le Sacremenl du Frere. Paris - Lausanne, 1995; С. Гаккель. Мать Мария. Изд. Всецерковного православного молодежного движения. М., 1993 г.: Serge Hackel. One of Great Price. London, 1965; Ё. Behr-Sigel. «Mere Marie Skobtsov», in: Messages ortfiodoxe, n. Ill, 1989-2.

риода застоя – перемешались как объединительные, так и антизападнические тенденции, он сейчас не ко двору. Лишь ограниченный круг женщин знает о нем и проявляет к нему интерес. В силу многих причин, которые было бы интересно проанализировать, воинствующий феминизм, развившийся на Западе, в целом остается чуждым русским христианкам. Они утверждают, что не нуждаются в нем. Унаследованный от монашеской духовности, принцип послушания «духовному отцу», который может быть священником или монахом – между тем, существуют и «духовные-матери»! – никак не оспаривается, по, напротив, находит пылких привержениц среди новообращенных. Как пи парадоксально, но эти «смиренные женщины», отличаясь большой самоотверженностью, зачастую представляют собой самый динамичный и даже доминирующий элемент в возникающих в России новых приходах и сестричествах. Церковь, как и русское общество, – отмечает хорошо знающая их Вероника Лосская, – «антиномически сочетает в себе черты патриархата и матриархата»10 .

И за пределами России, как в странах Восточной Европы и Ближнего Востока, где православие является традиционной формой христианства, так и в диаспоре, где в течение XX века возникали, становясь частью западной культуры, православные общины, православные христианки принимают сегодня активное участие в жизни церкви. Матери и наставницы, они всегда играли первостепенную роль в привнесении веры в семью. Но сегодня эта роль становится намного шире. Религиозное наставничество, катехизация детей и подростков осуществляются женщинами как самостоятельно, так и в сотрудничестве с катехизаторами-мужчинами. Кроме того, они поют в хоре (без которого нельзя представить себе православное богослужение), нередко становятся регентами; входят в приходские и епархиальные советы, в частности, в Епархиальное собрание, на котором избирается епископ, – словом, всесторонне участвуют в жизни общины. Важный шаг был сделан, когда во второй половине XX века некоторые поместные православные церкви, особенно в Греции и в диаспоре, во Франции и США, стали допускать женщин к учебе в духовных семинариях и на богословских факультетах. Теперь здесь иногда можно встретить и женщин-преподавателей. Представительницы православного богословия участвуют в экуменическом диалоге на всех уровнях, и прежде всего в работе Всемирного совета церквей. Складывается довольно парадоксальная ситуация: православная христианка, имея соответствующую подготов-

10 V. Lossky. La Femne el le sacerdoce, in: Contacts, n. 174, 1996-2.

ку, может преподавать Новый Завет на каком-нибудь престижном богословском факультете, например в Салониках. Но она не имеет права читать Евангелие во время церковной службы. На православной богословской конференции единодушно провозглашается, что «всякое действие, ущемляющее человеческое достоинство, всякая дискриминация по половому признаку есть грех»11. Но доступ в алтарь по обычаю, установившемуся в Православной церкви, остается для женщин невозможным.