Рукоположение женщин в Православной церкви, страница 32

Говоря о церковном служении женщин, не побоимся признать, что в нем есть элемент тайны, которой мы едва коснулись, «тайны» в богословском смысле слова. Тайна  – это не просто загадка или нерешенная головоломка. Это истина или ряд истин, кото-

2   См. Le Minisli'i'f de lafemme dans I'Eglisc. Paris, 1987 (англ, пер.: Stephen Bigham. The. Ministry of Women in. the Church. Oakwood, 1991). Это сборник статей, написанных в разное время и объединенных единым подходом. 51 рад, что г-жа Бер-Сижель продолжает активно участвовать в дискуссиях. См. ее статью «Lordination des femmcs: Une question poscc aussi aux Eglises orthodoxes», in: C.R.Evans and M.Gourgues. Communion t.i iv union: Melanges Jean-Marie Roger Tillaid. Lettven, 1995, pp. 303 - 387.

3   Впервые опубликовано u: Peter Moor (ed.). Man, Woman and PriestliooiL London, 1978, pp. 68  – 90, а затем перепечатано в книге: Thomas I lopko (cd.). \\6inen mid tlie Priesthood. St.Vladimir's Seminary Press: Crestwood, 1983, pp. 9 - 37.

•' См. в приложении к Anglican-Orthodox Dialogue: Tlie. Dublin Agreed Statement, London, 1984, pp. 58  – GO. К сожалению, среди двадцати православных представителей, собравшихся в Афинах в 1978 г., чтобы обсудить вопрос о женском священстве, не было ни одной женщины. Незадолго до встречи сопредседатель, епископ (впоследствии архиепископ) Роберт Ранен предложил пригласить и анг-ликанок, и православных женщин, если не делегатами, то, по крайней мере, консультантами, чтобы они поделились своим опытом церковной работы. По это предложение отклонил другой сопредседатель, православный архиепископ Фиатирский и Великобританский Афинагор (Коккинакис).

:'' С). Limouris. The Place of the. Woman in ihe Orthodox Church and the Question, of the Ordination of Women. Inleroilliodox Symposium Rhodes, Greece, 30 October  – 7November, Katcrini, 1992, pp. 21  –3-1.

рые Бог приоткрывает сотворенному разуму, по не открывает до конца, поскольку тайна уходит в глубины божественной бесконечности. Главная тайна - это, конечно, Боговоплощспие (см. Еф 1:9  – 10; Кол 1:26  – 27); » нем  – источник и завершение остальных тайн, включая церковные таинства: крещение, евхаристию и священство.

0. Александр Шмемап говорил, что «тайну» женского служе ния не так легко разгадать. Он справедливо подчеркивал, что «не возможно отделить проблему женского священства от общецер ковного предания, от веры в триединого Бога, в творение, грехо падение и искупление, в церковь и тайну ее «теандрической» (богечсловеческой) жизни»6. Именно потому, что эту проблему нельзя решать отдельно от других, всякий подход к ней неизбеж но труден. С чего нужно начинать и чем заканчивать? Где главный ее узел?

Я предлагаю рассмотреть три частично совпадающих и важных вопроса:

4.  Вопрос о природе и авторитете предания. Спросим, к при меру, какое место в предании занимает молчание? Поскольку в уче нии Христа и апостолов не предписывается рукополагать жен щин в священнослужители и церковь почти две тысячи лет удер живалась от этого, имеем ли мы право в конце XX века делать новые шаги в этом направлении?

5.  Антропологическая проблема. Какое богословское значение мы придаем различиям между мужским и женским полом? Проти воречит ли предложение рукополагать женщин в священники тому, что в Апостольских постановлениях называется «естествен ным порядком» (оскоХо-оЭкх ttjo (рх>оесо<;)7?

6.  Что мы имеем в виду, говоря о священстве? Здесь нужно выде лить две отдельных темы: а) В каком смысле священник представ ляет Христа? Если Христос  – мужчина, можно ли доверить жен щине изображать Его в литургии? б) Отсюда, в свою очередь, вытекает труднейший христологический вопрос о том, что зна чит мужская природа Христа.

Пытаясь ответить па эти взаимосвязанные вопросы, нужно осторожно проводить следующие различия:

1.11ельзя приравнивать предание к культурным стереотипам, к традиции пли общественным условностям; между «преданиями» и Священным преданием  – огромная разница.

2. Естественный порядок  – не то же самое, что падшая челове ческая природа, которая, на самом деле, глубоко ?(еестественна; он означает подлинную человеческую природу, какой ее изначаль но сотворил Бог, т.е. неискаженный образ Божий, существовав ший до грехопадения.

3.   (а) Церковное служение или степени священства нельзя пу тать с царственным священством, которого удостаиваются все крещеные.

(б) Нужно различать мужскую природу Христа и Его человеческую природу; физически Христос  – мужчина, но символ веры и отцы церкви говорят о том, что Он  – человек.

Единство в многообразии

Прежде чем мы рассмотрим эти три вопроса, попробуем ввести женское служение в его правильный контекст, вспомнив, что же такое Церковь на земле. Если прибегнуть к образам ап. Павла, то Церковь  – это единое тело, состоящее из множества членов (1 Кор 12:4  – 30), единство в многообразии и многообразие в единстве. Что это означает на языке христианской диаконии?

Если бы мы, к примеру, побывали в церкви на берегу Нила, году в 300-м после Р. X., какое церковное служение мы бы там увидели? Посмотрим, что говорит об этом документ под названием Церковные правила Святых Апостолов или египетские Апостольские постановления. Первое место занимает епископ; он, непосредственный глава местной общины, обычно совершает воскресную евхаристию. В богослужении ему помогают по меньшей мере два сослужащих пресвитера, чтец и три диакона. Мы сразу же обращаем внимание на то, что чтец выше диаконов и что священнослужителей здесь куда больше, чем в современной церкви, но, кроме епископа, все они, несомненно, зарабатывают на жизнь обычным трудом. Церковные правила Святых Апостолов не ограничиваются диаконами. Далее говорится о трех вдовах: «две усердствовали в молитве за всех искушаемых и получали откровения, а одна помогала страждущим женщинам»8.

В этом свидетельстве из доникейской эпохи наше внимание прежде всего привлекает число и многообразие местного приходского духовенства. Здесь нет клерикализма, ответственность не лежит на одном человеке; нет и «профессиональных» христи-