Рукоположение женщин в Православной церкви, страница 19

Вопрос о допущении женщин к сакраментальному служению ставится сегодня в православных церквах – именно в контексте осознания серьезными богословами, как мужчинами, так и женщинами, указанных противоречий. Вопрос этот нельзя считать навязанным со стороны, в контексте экуменического диалога, – он становится для этих церквей вопросом внутренним12. Начиная с первых международных конференций православных женщин в Агапийском монастыре в Румынии (1976) и затем в Критской православной академии (1989), высказывалось мнение, что вопрос о допущении женщин к сакраментальному служению должен быть серьезно и всесторонне изучен. На межправославной консультативной встрече в Родосе (1988), посвященной «рукоположению женщин и месту женщин в церкви», встрече, созванной и организованной Вселенским патриархатом, предложение о том, чтобы возродить женский диаконат, было единодушно поддержано. Недавно с таким же предложением выступили православные участницы конференций, проходивших в Дамаске (октябрь 1996) и Стамбуле (май 1997) под евангельским девизом «Различать знамения времени».

По причинам, связанным с литургической символикой, рукоположение женщины в сан пресвитера остается неприемлемым для большинства православных. Между тем, можно ли рассматривать таковое как подлинную ересь, как отход от учения Христова? Сталкиваясь с этим вопросом, к которому они были не подготовлены, первые православные богословы не могли оставить его без внимания. Сегодня ответы на него не столь однозначны, как показано в строгом и в то же время непредвзятом исследовании епископа Каллиста Уэра.

11 Laplace desfemmes dans I'Eglise orthodoxe et la question de Г ordination desfemmes, in: Contacts, n. 146, 1989-2, p. 102.

12 См. далее мои статьи: «L'ordination de femmes. Une question posee aussi aux Eglises orthodoxes»; «L'ordination des feimnes: un problemeoecumenique», in: Contacts, n. 150, 1990-2. Traductionanglaise dans Sobornost\?>/\, 1991 et Theology, 1994-2 (SPCK).

«Одной из основных проблем, встающим сегодня перед богословами, является необходимость делать различие между освященной церковной традицией – истинным выражением Божественного Откровения – и традициями человеческими, которые выражают его лишь очень несовершенно, а зачастую даже искажают и затемняют его»13, – писал светлой памяти о. Иоанн Мей-ендорф в доныне актуальной книге, вышедшей более 35 лет назад и недавно переизданной. Все большее число православных богословов выступает за пересмотр некоторых сторон церковной практики, имеющих отношение к женщинам и считающихся «традиционными» для наших исторических церквей, – тех сторон, которые, как говорится в итоговом документе родосской встречи, отмечены «человеческой слабостью и грехом» и не позволяют «христианским общинам преодолеть обычаи и устои, означающие на практике дискриминацию»14.

Чтобы церковь стала такой, какой она существует в высочайшем замысле Божьем, – общиной в вере, надежде и любви, объединяющей мужчин и женщин, уникальных созданий Божьих, неизреченно равных и различных между собой, общиной, созданной по образу и во славу Божественной Троицы. Таково великое экклезиологическое упование православия. Остается перевести его в план реального исторического существования – задача, на человеческий взгляд, невозможная; однако мы призваны к этому и верим в обетование Христа, обещавшего посылать нам Святого Духа, «Духа истины», «подателя жизни», дабы он наставил нас, его учеников, «на всю истину» (Ин 16:13).

13 J. Meyendorff. L'Eglise orthodoxe hier et aujourd'hui. Paris: Ed du Seuil, 1995, p. 9.

14 Contacts, 1989-2, N 146, p. 102.

Элизабет Бер-Сижелъ

Рукоположение женщин

обсуждается и в Православной церкви

Вершина айсберга, вопрос о рукоположении женщин в священый сан (или во пресвитера) – и, в более широком смысле, об их общественном церковном служении – это символический вызов современного Запада традиционным церквам. Как же воспринимают его православные церкви? Как относились они к этому раньше? Есть ли основания предполагать, что их отношение может измениться?

В противоположность большинству церквей, прямо или косвенно уходящих корнями в Реформацию XVI в., православные церкви, как и Римско-католическая церковь, не рукополагают женщин; такое соглашение сдержанно, но четко констатировала международная православно-католическая комиссия по богословским вопросам1. Православные иерархи и богословы не раз осуждали рукоположение женщин, которое равносильно для них подлинной ереси. Так, на миссионерской конференции в Сан-Антонио, организованной Всемирным советом церквей (ВСЦ) в 1989 г., коптский епископ Маркое от имени православной делегации заявил: «Рукоположение женщин мы не обсуждаем, поскольку оно противно учению о Христе, учению о церкви, церковной традиции и практике первых веков христианства»2.

Такие заявления не выражают, однако, мнения всех православных богословов. Впрочем, при всей своей категоричности, они

1Декларация Valaamo (1988), § 32;текстсм. вМпИит, 61 (1988), р. 353.

2Service Orthodoxe de Presse (SOP), n. 140 (juillet-aout 1989), p. 6. Можно заметить, что эти сильные слова произнесены епископом современной церкви, идущей по пути примирения с церковью Православной, но последняя в течение более чем 1500 лет считала эту церковь еретической.

не обладают для православных христиан тем авторитетом, каким наделены для Римско-католической церкви (РКЦ) «Акты Святого Престола»3, декларация InterInsigniores4Римской конгрегации по вопросам вероучения (1976) или недавнее (1994) апостольское послание OrdinatioSacer-dotalifпапы Иоанна Павла II. На восточной территории Вселенской церкви соборный подход к этой проблеме еще только зарождается. И, несмотря на заявления некоторых весьма достойных ученых, вопрос остается открытым.

В предисловии к моей книге «Служение женщины в церкви»6 митрополит Сурожский Антоний, один из самых выдающихся представителей православного епископата в Западной Европе, писал: «Вопрос о рукоположении женщин еще только ставится. К нам, православным, он идет извне. Он должен стать для нас внутренним вопросом. Он требует от нас внутреннего раскрепощения и глубокой сопричастности Божьему смотрению и воле Божьей»7.