Рукоположение женщин в Православной церкви, страница 10

Православные противники рукоположения женщин формулируют антропологический аргумент двумя способами.

"l(l The Ministry of Women in the Church, p. 139.

51 Verna F. Harrison. «Orthodox arguments against the ordination of women priests», in: Sobornost incorporationg Eastern Churches Review, 14:1 (1992), 6-23, 7, 16-17.

1. Некоторые утверждают, что женщины не могут быть свя щенниками, т. к. они морально и духовно ниже мужчин, а физи чески нечисты в определенные дни месяца.

2. Другие отклоняют эти доводы. Мужчины и женщины обла дают, по их мнению, равной ценностью в глазах Божьих, но резко отличаются друг от друга; поэтому у них разные и взаимодопол няющие обязанности в церкви, семье и обществе. Женщин не допускают к священству не потому, что они от природы ниже муж чин, а потому, что у них другое призвание. Защитники этой точ ки зрения, в частности, ссылаются на роль Пресвятой Богороди цы в церкви. «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим», Она стоит выше апостолов и епископов, но обязанно стей священнослужителя не исполняла.

Рассмотрим обе точки зрения.

1. Что касается первой, то здесь (как всегда) важно изучать в контексте то, что говорят Писание и святые отцы. Возьмем, к примеру, слова из книги Бытия (3:16) о том, что муж будет «господствовать» над женой. Если прочесть фразу в контексте целого, то станет ясно, что перед нами  – прямое следствие грехопадения. Это господство не относится к догреховному порядку творения, и не так уж ясно, продолжает ли оно действовать в искупленной церковной общине. Необходимость «контекстуализации» еще очевидней, когда мы обращаемся к ветхозаветным предписаниям об «истечении крови» у женщин (Лев 17:19). Они даются вместе с многочисленными указаниями относительно проказы и истечения у мужчин. Если правила о менструации отделить от всего отрывка, мы можем исказить их значение52. Из проповеди Христовой и постановлений апостольского собора (Деян 15) видно, что ветхозаветный запрет, касающийся ритуальной нечистоты, не распространяется на новозаветную церковь03.

г>2 О связи этого отрывка с современной западной мыслью и его отличии от нее см.: Mary Douglas. Purity and Danger: An Analysis of the Concepts of Pollution and Taboo. London, 1984.

Г)3 О применении этих правил, записанных в Левите, мнения расходятся с древнейших времен. Так, в канонических посланиях Дионисия Александрийского (сер. III в.) и Тимофея Александрийского (кон. IV в.) женщинам возбранялось причащаться во время менструаций. См.: Нету R. Percival. The Seven Ecumenical Councils ojthe Undivided Church: their Canons and Dogmatic Decrees. Oxford, 1900, pp. 600, 613. Эти послания подтвердил Трульский Собор (692), Канон 2, хотя и без специальных указаний относительно менструаций. Но в Учении апостолов (III в.) высказана противоположная точка зрения: ветхозаветные запреты не имеют силы в церкви (Учениеапостолов, 6:21).

С той же осторожностью нужно подходить к словам из Нового Завета. Когда ап. Павел говорит: «Всякому мужу глава Христос, жене глава  – муж, а Христу глава  – Бог» (1 Кор 11:3; ср. Еф 5:23  – 25), нужно тщательно уточнить значение слова «глава». Оно не всегда означает власть и господство, как понимают его в падшем мире; возможно, здесь говорится об источнике или истоке. В этом отрывке речь, безусловно, идет об «иерархии» в браке, но «иерархия»  – не подчинение или зависимость.

Это станет ясно, если мы попытаемся постичь природу Пресвятой Троицы, которую ап. Павел в 1 Кор 11:3 рассматривает как высочайший образец межличностных отношений. Слова «Христу глава  – Бог» (Отец) не имеют ничего общего с арианс-ким представлением о подчиненности Сына Отцу. Внутри Троицы существует своеобразный «порядок» или «иерархия», в том смысле, что Отец  – первое Лицо, Сын  –второе, а Дух  –третье, и этот порядок необратим. Мы не говорим о Сыне или Духе как о первом Лице, а об Отце  – как о втором или третьем, поскольку Отец  – начало, источник, причина и первоисток. Но вместе с тем внутри Троицы нет отношений подчинения, все три Лица абсолютно равны. «Главенство» мужчины в браке в известной мере аналогично связи Отца и Сына при главенстве Отца, но никак не означает униженного положения женщины.

К свидетельствам святых отцов нужно подходить с той же осторожностью. Многие святые отцы (замечательный пример  – Иоанн Златоуст) считали, что женщина не должна играть ведущую роль в церкви, семье и общественной жизни. Но их изречения нужно рассматривать в историческом контексте. Ведь мы помним, что Церковь  – Тело Христово, а не просто собрание грешных людей. Не нужно воспринимать каждое слово святых отцов как воплощение вечной истины, не принимая в расчет общественное устройство, существовавшее в ту эпоху04.

2. Исходя из сказанного выше, современные православные христиане все сдержаннее относятся к представлениям о врожденной неполноценности или более низком положении женщин. Чаще всего сторонники этих воззрений утверждают, что женщины хоть и равны мужчинам, все же отличаются от них, а значит  – призваны к особому служению в церкви. В одном из восточных стихотворений говорится:

Ср.: Harrison. Orthodox arguments, pp. 10 – 12.

Сравнивать мужчину и женщину

Все равно, что сравнивать розу с жасмином.

У каждого свой аромат.

Женщина не равна мужчине.

И мужчина не равен женщине55.

Православные делегаты афинской конференции 1978 г. приняли формулировку: «равные, но разные».

«Бог создал мужчину и женщину по Своему образу, установив различие функций и даров. Эти дары дополняют друг друга, но, как настаивает ап. Павел в 1 Кор 12, они не равноценны. В жизни церковной, как и семейной, Бог вверил одни задачи и виды служения мужчинам, а другие, не менее важные  –женщинам. Поэтому у христиан есть все основания противостоять современным тенденциям, ведущим к взаимозаменяемости мужчины и женщины, то есть к дегуманизации жизни»56.