Рукоположение женщин в Православной церкви, страница 20

В данной статье я попытаюсь очень кратко рассмотреть эволюцию этой дискуссии в течение нескольких последних десятилетий. Затем я сформулирую некоторые собственные предложения.

Первая реакция

С проблемой рукоположения женщин православные церкви столкнулись в 60-х годах именно в рамках ВСЦ, в который они входят, – одни, как Константинопольский патриархат, с самого возникновения, а другие, как Московский патриархат, со времени ассамблеи в Ныо-Дели (1961). Дремлющий в лоне этой организации с момента ее основания после второй мировой войны вопрос о рукоположении женщин стал насущным и острым в 1970 - 1980-х годах, поскольку феминистское движение достигло тогда на Западе своего апогея.

Православные богословы в целом не были готовы принять этот вызов. Огромные культурные изменения, одним из проявлений которых и стал западный феминизм, намного меньше затронули

3 Actisanctisaedonim (лат.)

4 Среди отмеченных (лат.)

5 Священническое рукоположение (лат.)

6 Е. Behr-Sigel. LeMiiiisterede. lafemmeduns I'Eglise (Theologies). P;\ris, Cerf, 1987; id., Tlie Ministry of Women in tlic Clttirch, Redoiulo Beach (CA), Oakwood Publications, 1991. Тогда же в Афинах, и издатель стве KalouTtpon, вышел перевод па греческий.

7Ibid, p." II.

или вообще не затронули страны Восточной Европы и средиземноморского бассейна – исторические вотчины самых древних или самых крупных церквей. По этой и по другим, более глубоким причинам, к которым мы еще вернемся, эти церкви не знали воинствующего феминизма, требующего рукоположения женщин, хотя в некоторых из этих церквей женщины в недавнем прошлом сыграли важную роль – вспомним антиохийское «возрождение» и сохранение веры в России при коммунистическом режиме. Ведь это они, верующие женщины, русские бабушки, упорные и героические, спасали при Сталине, Хрущеве и Брежневе приходские структуры Православной церкви в рамках Московского патриархата. Но вопрос о доступе женщин к священиослужепию даже не вставал. Он казался нелепым в обществе, где церковь была терпима тотальным государством только как пережиток прошлого и где под глянцем технического прогресса существовала и существует, наряду с архаичными запретами, связанными с принадлежностью к женскому полу8, идея о превосходстве мужчины, унаследованная от патриархального аграрного общества. К политическим факторам, породившим церковь застоя, добавилось замораживание богословской мысли, поисков и открытий в сфере библейской эгзегезы и истории первоначального христианства.

В этих условиях реакция Православной церкви на проблему рукоположения женщин могла быть только негативной, хотя и содержала некоторые оттенки и варианты. Вышедшая в 1964 г. в издании ВСЦ брошюра «О рукоположении женщин» объединила все тексты, представленные на IV Всемирной конференции «О вере и устроении церкви» 1963 г. в Монреале. Наряду с очень глубоким исследованием двух представителей Протестантской церкви, весьма благоприятно относящихся к рукоположению женщин, и изложением достаточно осторожного подхода англиканского богослова, там есть два образца православного, отрицательного отношения, принадлежащих румынскому канонисту профессору Николае Китеску и молодому богослову Аитиохийского патриархата архимандриту, а ныне митрополиту Георгию Ходру.

Оба текста достаточно кратки. Первый основан главным образом на церковном предании. Профессор Китеску, говоря о том, что Христос выбрал двенадцать апостолов, мужчин, ссылается на текст из 1 Кор 14:34 – «женщины ваши в церкви да молчат...»; на правило поместного Лаодикийского собора (дата точно неиз-

8 Об этом см. исследование румынского православного богослова A. Manalache OrthodoxyandWomen, in: J. Bet her (idet.). Women, Religion and Sexuality. Geneve,WCCO, 1991.

вестна); и, наконец, на слова св. Епифания, отца церкви IV в.: «Никогда от сотворения мира женщина не служила Господу как священник»9.

Здесь нет глубокого проникновения в новозаветные тексты, но, наоборот, где-то на втором плане выражено и довольно наивно обосновано убеждение, что «нечистое состояние женщин» в некоторые моменты их жизненного цикла, «в моменты, когда определенные канонические правила запрещают им принимать крещение», – это состояние якобы не позволяет и «исполнять обязанности священнослужителей»10. В этом вопросе доводы православных и западных богословов отражают пропасть между двумя культурами.

Архимандрит Георгий Ходру тоже выступает против рукоположения женщин. Его соображения, где классические аргументы, близкие к томизму в католическом богословии, смешиваются с другими, в которых угадывается современная уязвимость, более тонки и близки к мнению Павла Евдокимова, которого молодой ливанский богослов, по всей вероятности, знал. Точка отсчета – положительная концепция «естественного порядка» мира сотворенного, посвященного миру несотворенному и «принимаемого им в искупительном порыве». Тогда возможно положительное представление о различии полов: «мужчина и женщина дополняют друг друга, между ними есть особая, взаимная связь, обусловленная природой... Они никогда не смогут стать бесполыми или независимыми; они определены этой связью. Между ними есть и сходство, и различие, история их основана на свободе, которая исключает обезличивание, но признает единство плоти, несовместимое со смешением призваний»11. «Дополняемость», «взаимность» в партнерстве равных личностей, «подчинение» женщины мужчине – мысль мечется между разными понятиями, пытаясь примирить Гал 3:28 и 1 Тим 2:11, победу во Христе над всякими различиями по расовому или национальному признаку, социальному положению или полу – с тем, что иерархия полов неизменна.

В 1 Кор 11:2 – 17, тексте довольно туманном, толкование которого поднимает множество проблем12, архимандрит Георгий ду-

9 N. Chitescu. De I'ordination desfemmes. Geneve: GOE, 1964 , p. 60.

10 N. Chitescu, in: De Vordination desfemmes. Geneve, СОЕ, 1964, p. GO. " G. Khodre. De I'ordmation desfemmes, in: Leproblemede 'ordination desfemmes, pp. 65-68.