Рукоположение женщин в Православной церкви, страница 31

Появился проблеск надежды на возможность мудрого и творческого восстановления женского диаконата80. Нужно обсуждать в мире и согласии вопрос, поставленный церквами, которые рукополагают женщин в сан пресвитера. Православные церкви доллены терпимо, по-братски понимать, что Дух может обращаться к церкви через откровения другой церкви81. Вопрос – трудный, и воспринимать его нужно в свете божественного чуда, воплощения Бога, которое спасает, освящает и преображает человечество.

А пока согласие не достигнуто, православные церкви могли бы допустить, что во Вселенской церкви есть и другие подходы к рукоположению. Церковь kal' holon82, по словам о. Жана Мари Роже Тийара, есть «общение общений» с исторически и культурно различными традициями.

80  См.: Е. Gvosdev. The female Diaconate. An Historical Perspective. Minneapolis, 1991; атакже Е. Theodorou. ^institution des diaconesses, in: Contacts, 146 (1989), pp. 124-144.

81  Bapteme, eucharislie, ministers. Paris, Centurion; Presses de Taize, 1982, p. 80.

82  В целом.

Епископ Диоклийский Каллист (Уэр)

Мужчина, женщина и священство Христово

Верующий в Него не постыдится. Не 28:16

Открытый вопрос?

Как же трудно нам, православным христианам, говорить собственным  голосом!   После падения Византии мы слишком часто заимствовали наши богословские понятия на Западе, иногда прибегая к доводам католиков (особенно в спорах с протестантами), а подчас и к доводам протестантов (особенно  – возражая католикам). Еще в 1867 г. Юрий Самарин, друг и издатель русского мыслителя-славянофила Алексея Хомякова, писал: «Наша православная школа не в состоянии была определить ни латинства, ни протестантства, потому что, сойдя со своей почвы, она сама раздвоилась, и каждая из половин ее стояла против своего противника, а не под ним...»1. Вместо того, чтобы слепо следовать Западу,  – продолжает Самарин, – мы, православные, должны подходить к католическим и протестантским спорам творчески, независимо, с отчетливо православных позиций.

Воззрения Самарина не устарели и по сей день, через 130 лет после того, как они были высказаны; в особенности они актуальны в нынешних спорах о женском священстве. До сих пор спор велся в основном на Западе. Перед православными был поставлен вопрос «со стороны», и он так и не стал нашим вопросом. Когда мы вступаем в спор, мы рискуем впасть в ошибку, против которой предостерегал Самарин: перенять критерии и доводы неправославных писателей, не сформулировав независимой православной точки зрения, основанной на святоотеческой мысли. Православные противники рукоположения женщин нередко ссы-

1 Ю.Ф.Самарин. Соч. М., 1887, т. 6, с. 359.

лались на папское постановление о женском священстве InterInsigniores(15 октября 1976 г.), не задумываясь о том, насколько концепция священства, высказанная в этом документе, соответствует православию.

Очевидно, что мы, православные, должны внимательно прислушиваться к тому, что сегодня говорят на Западе противники и сторонники рукоположения женщин, поскольку нам есть чему поучиться и у тех, и у других. Но еще важнее, чем вслушиваться в их слова, разобраться в опыте западных христиан, в их радостях, а главное  – в их страданиях. Ведь эти споры породили неимоверную боль, растерянность и ярость среди сторонников и противников женского священства, и православные не могут оставаться в этой ситуации равнодушными. Кроме того, мы должны взвесить западные доводы и оценить западный опыт в свете нашего предания. Что касается формулировки подлинно православной позиции, то тут мы все еще в начале пути. В последние годы, действительно, в православных журналах появилось множество статей таких авторов, как о.Фома Хопко, Дебора Белоник, Кириаки Фицджеральд и Верпа Харрисоп (сестра I lonna). Важный вклад в эту тему внесла Элизабет Бер-Сижель: последние двадцать лет ее статьи отличаются мужеством и проницательностью2. По мы по-прежнему ждем от православных пространного и глубокого исследования на эту тему.

Что касается данного очерка, то в нем я переработал и развил свои идеи, изложенные в 1978 г.3 С тех пор мои взгляды на этот вопрос сильно изменились. В 1978 г. я считал рукоположение женщин невозможным. Теперь я в этом не уверен. Меня далеко не убеждают доводы современных сторонников женского священства, по в то лее время возражения противников кажутся мне сейчас куда менее убедительными, чем тогда. И я прошу считать этот вопрос открытым. Не надо думать, будто в этой сфере все прояспилось и встало на свои места – это явно не так как для православных, так и для представителей других конфессий.

Сразу же хочу обратить внимание па следующий момент. В вопросе женского священства до сих пор кет всеправославпого решения, обладающего вселенской силой. Вероятно, ближе всего к такому решению подошли авторы декларации, единодушно принятой православными делегатами на собрании Англиканско-православной объединенной вероучителыюй комиссии, заседание которой проводилось в Афинах в июле 1978 г. Декларация решительно отвергала всякую возможность рукоположения женщин в священный сан'1. Эта позиция, несомненно, заслуживает внимания, по едва ли ее можно рассматривать как истину в последней инстанции. Осенью 1978 г. это решение было передано всем православным церквам, и хотя ни одна из них (насколько мне известно) не высказала никаких возражений, формально оно так и не было одобрено. Молчание  – не всегда знак согласия.

Вместе с афинской декларацией 1978 г. нужно отметить заявление, сделанное Межправославпым симпозиумом по вопросам места женщины в церкви, который проходил на о. Родосе (Греция) с 3 октября по 7 ноября 1988 г. Это заявление столь же решительно исключало всякую возможность рукоположения женщин в священнослужители5. В этом большом и важном совещании, созванном Вселенским патриархатом, участвовали представители почти всех православных церквей. Но его решения не имеют формальной м окончательной силы и не распространяются па всю Православную церковь; скорее они внесли важный вклад в непрерывные споры.