Рукоположение женщин в Православной церкви, страница 35

Если чин диаконисе никогда формально не отменяли, почему он не может и не должен возродиться? В XX в. многие православные ратовали за такое возрождение. Уже в Русской православной церкви перед революцией существовало несколько проектов его полного восстановления, но из них ничего не вышло17. Тем не менее, св. Нектарий Эгинский перешел отелов к делу: вдень Пятидесятницы 1911 г. он рукоположил монахиню, но в точности мы не знаем, в какой сан ее возвели  – диакониссы или иподиако-ниссы18. В 1952 г. церковь Эллады организовала Школу диако-

Place of the Woman in the Orthodox Church, 229-238; англ, пер.: R.F. Littledale. Offices from the Service-Books of the Holy Eastern Church. London, 1863, pp. 152 - 153, перепечатано в Sobomost 7:7 (1978), pp. 595-596.

17  Sergei Hackel. «Mother Maria Skobtsova: Deaconess Manquee?», in: Eastern Church Review, 1:3 (1967), pp. 264 -266.

18  Принято думать, что монахиню рукоположили в диакониссы. Но в оправдательном письме архиепископу Феоклиту Афинскому от 10 октября 1914 г. св. Нектарий говорит о рукоположении в иподиакониссы: см.: Archimandrit Titus Matthaiakis (later Metropolitan of Paramythia), Athens, 1955, pp. 270 - 272. Ср.: Kyriaki Karidoyanes FitzGerald. The characteristics and Nature of the Order of Deaconess, in: T.Hopko. Women and the Priesthood, pp. 90  – 91. Эти монахини (не важно, диако ниссы или иподиакониссы) помогали ему во время литургии из-за его немощи.

мисс, современное здание было открыто в 1957 г., но никто из ее выпускниц не был рукоположен. В Коптской православной церкви есть диакониссы, но они не рукоположены и занимаются лишь образовательной и благотворительной деятельностью.

На новаторской по своему духу Конференции православных женщин, проходившей в Агапии (Румыния) 11-17 сентября 1976 г., говорили о «восстановлении» чина диаконисе. Их служение было названо «пожизненным призванием и неустанным служением в Церкви... перенесением церковных таинств на общественную жизнь»19. В 1988 г. на Родосе был проведен межправославный симпозиум, на котором было принято решение: «Нужно возродить апостольский чин диаконисе... Это станет положительным откликом на разнообразные нужды и требования современного мира»20. Как было отмечено на симпозиуме, возобновление женского диаконского служения должно сопровождаться восстановлением мужского диаконского служения, которого фактически нет во многих частях современного православного мира. Участники симпозиума настаивали на том, что необходимо посвящать женщин в «низшие чины» иподиаконов, чтецов и др. Предложили они и установить в церкви «новые чины», приспособленные к требованиям времени21. На этой встрече был поднят вопрос, который заслуживает дальнейшего рассмотрения: можно ли поручать диакониссам XXI в. новые служения, не похожие на те, что выполняли их предшественницы в ранней церкви?

В сирийском трактате III в. Апостольская Дидаскалия есть дивная метафора, которая привлекла внимание Павла Евдокимова22 и о. Фомы Хопко23: диакон связан со вторым Лицом Троицы, а диаконисса  – с третьим: «Диакон стоит на месте Христа... а в лице диакониссы мы почитаем Святого Духа»24. Нечто похожее мы находим и в Апостольских постановления)?0. Этот текст можно понять во всей полноте, если вспомнить, что в раннем сирийском предании и в греческих источниках Святой Дух называется

19 См. доклад в Orthodox Women: Their Role and Participation in the Orthodox Church (World Council of Churches, Sub-Unit on Women in the Church and Society: Geneva, 1977), p. 50.

-() Limouris. The Place of the Woman in the Orthodox Church, p. 31.

21 Ibid, p. 32.

2;г P. Evdokimov. «Les charismes de la femme», in: La Nouveatede I'Esprit (Spiritualite Orientale, 20. Bellefontaine, 1977), pp. 245 - 248.

23 «On the Male Character fo the Christian Priesthood», in: Hopko. Women and the Priesthood, pp. 106 - 107, 130 - 134.

2'1 Апостольская Дидаскалия, 2:26

~' Апостольские постановления, 2:26:5  – 6

«Матерью». Сирийский автор IV в. Афраат говорит о христианском почитании «Бога Отца и Святого Духа  – Матери»26.

Можно ли утверждать, что в христианском служении мужчина символизирует Христа, а женщина  – Утешителя? Не этим ли объясняется то, что женщину нельзя рукоположить в священники? Здесь необходима осмотрительность. Мысль, высказанная в Апостольской Дидаскалии и в Апостольских постановлениях, насколько мне известно, не встречается в других греческих или сирийских источниках. Благоразумно ли делать далеко идущие выводы из одного отрывка, вырванного из общего контекста? Сравнение мужчины с Христом, а женщины с Духом не укоренено в Новом Завете. Более того, уподобление Святого Духа Матери редко встречается у сирийских писателей после IV в., а в греческих источниках такая метафора  – исключение. Боюсь, что доводы, основанные на столь смутном свидетельстве, останутся чисто теоретическими.

4. В последние годы много говорили о важной роли духовного отца в православии, о призвании «аввы», которого греки называют героиом, а русские  – старцем. Но разве не может быть духовной матери? Роль духовного наставника тесно связана с даром посредничества и пророчества, которые, как сказано, можно считать сугубо женскими дарованиями.

Мысль о духовном материнстве не нова. В «Изречениях отцов-пустынников» наряду с поучениями 127 духовных отцов приводятся изречения трех «амм», то есть духовных матерей: Феодо-ры, Сары и Синклитикии. Эти «аммы» хотя они и в меньшинстве, стоят в одном ряду с великими аввами Антонием, Арсением и Пименом27. Монах Исайя около 1200 г. по Р. X. даже составил Митирикон (Изречения матерей), параллельное Патерикону (Изречениям отцов)28. Материалов для такого труда очень мно-

2(> О девстве против евреев, 18:10; см. также Евангелие от евреев, Деяния Фомы, 1, 27, 39, 50; Григорий Нисский. Комментарий к Песне Песней, проповеди 6 и 15; Макарий. Гомилия, 28:4. Ценные 9'ждения о материнском начале в Духе см. в: Robert Murray. Symbols ojChurch and Kingdom: Л Study in Early Syriac Tradition. Cambridge, 1975, pp. 312 - 320.