Рукоположение женщин в Православной церкви, страница 36

-"Sister Benedicia Ward. «Apothtegmata Matrum», in: Studio Patristica. Berlin, 1985, № 16, pp. 63  – 66; перепечатано в: В.Ward. Signs and Wonders: Saints, Miracles and Prayerpmn the 4lh Century to llie 14th (Collected Studies Series, CS 361: Variorum, Aldershot, 1992).

2** Этот сборник был переведен на русский язык св. Феофаном Затворником и выходил тремя изданиями. См.: Irenee Haussherr. Direction spirituelle en Orient autrefois. Rome, 1955, p. 267. Англ. пер.: F.P.Gythiel. Spiritual Direction in the Early Christian East (Cistercian Studies Series 116: Kalamazoo, 1990), p. 283.'

го. В истории монашества были женщины, которые шли впереди мужчин. Обычно отцом христианского монашества называют св. Антония Египетского. Решившись оставить свое имущество и стать аскетом, он поместил свою младшую сестру в TiapGevco'U, или «общину» девственниц29. Задолго до того как Антоний поселился в пустыне и стал отшельником, а его младший современник Па-хомий начал создавать первые мужские монастыри, уже существовали хорошо организованные женские общины. Подчеркивая решающее влияние св. Василия Великого на развитие греческого монашества, не забудем, что именно женщина  – его старшая сестра св. Макрина –привела его к монашескому подвижничеству.

На христианском Востоке старец, или духовный отец, обычно священномонах, но он не всегда облечен священническим саном: сам Антоний Великий, как большинство первых отцов-пустынников, не был рукоположен. Отсюда ясно, что в духовном наставничестве прежде всего проявляется святость царственного священства, хотя оно тесно связано и с церковным служением. Поэтому это призвание могут осуществлять миряне-мужчины, а значит, и женщины, хотя и по-другому. В Англиканской церкви можно найти замечательный пример мирянки, облеченной этим служением30; это  – Эвелин Андерхилл (1875 - 1941). Если бы чин диаконисе возродился в православии, многие женщины несомненно стали бы духовными матерями. Тем не менее роль материнства-во-Христе не должна ограничиваться диаконией или любой иной формой рукоположенного служения.

В современном христианском мире многие жаждут духовного наставничества, и вместе с тем очень не хватает людей, получивших благодать Духа Святого и дарование наставников. Мы должны уделять больше внимания воспитанию духовного материнства.

Назовем четыре особых формы женского служения, которые уже существуют или могут развиваться в будущем. Но сначала приведем два примера: один  – из жизни сельской Греции, другой  – из жизни коммунистической России.

В своих сочинениях Александр Пападиамантис (1851 - 1911) описывает церковные праздники, которые устраивают в греческих сельских часовнях. Без участия женщин эти праздники были бы невозможны. Именно женщины пекут хлеб для евхаристии, приносят с собой вино и елей, ладан и свечи, украшают церковь

29Athanase. Vie d'Antoine. Называя Антония «отцом монашества», нельзя забывать о Сирии!

яо Кстати, она была против женского священства. См. ее очерк «The Ideals of the Minisiry of Women», in: Mixed Pastures. London, 1933.

и поют во время богослужения. Без них невозможна служба, как она невозможна без священника. В этой маленькой греческой деревне мужчина и женщина вместе участвуют в евхаристии, и каждому отведена роль.

Александр Солженицын, писавший в эпоху коммунистических гонении, говорит нечто похожее о роли женщин (рассказ «Пасхальный крестный ход»). В окружении враждебной, зубоскалящей толпы, верующие идут в пасхальную ночь вокруг переделкинской патриаршей церкви. Впереди двое просят толпу расступиться.

Следом за ними шествует церковный староста и несет па шесте фонарь. «Он опасливо смотрит вверх на фонарь, и в стороны так же опасливо. За фонарем движутся двое хоругвей, но не раздельно, а тоже, как от испуга, стесняясь».

Небольшую процессию замыкают священники и дьяконы. «Но как непросторно они идут, как сбились, мешая друг другу». А между хоругвями и духовенством «пять рядов по двое идут десять женщин с толстыми горящими свечами. Женщины пожилые, с твердыми отрешенными лицами, готовые на смерть, если спустят на них тигров. А две из десяти  – девушки, того самого возраста, что столпились с парнями, однолетки,  – по как очищены их лица, сколько светлости в них! Десять женщин поют и идут сплоченным строем. Они так торжественны, будто вокруг крестятся, молятся, каются, падают в поклоны. Эти женщины не дышат папиросным дымом, их уши завешены от ругательств, их подошвы не чувствуют, что церковный двор обратился в танцплощадку»31. Вот они, мужественные русские женщины, которые хранили веру все семьдесят лет гонений на церковь. Они доказывают, что женщина призвана быть активной и решительной, откликаясь на призыв Божий, как Дева Мария во время Благовещения.

Хотя в теле Христовом разрешены самые разные служения и женщины взяли на себя множество обязанностей, исходный вопрос остается открытым. Если женщины могут сотрудничать с мужчинами и играть различные роли в церкви, почему должно оставаться одно призвание  – священнослужение, к которому их принципиально не допускают?

Разве не нужно быть осмотрительными, связывая одни харизмы или виды служения исключительно с женщинами, а другие  – с мужчинами? Насколько эта позиция обоснована в Писании и у. святых отцов? Когда ап. Павел перечисляет «дарования духовные» и виды церковного служения (1 Кор 12:28, Еф 4:11), он не говорит, что одни из них подходят женщинам, а другие  – мужчи-

31 А.Солженицын. Собр. соч., т. 5. Париж: YMCA-Press, c.233-237.

нам. Вместо того чтобы распределять харизмы, посмотрим на них в свете нашей общей принадлежности к человеческому роду. Говорить об особых женских дарах надо с величайшей осторожностью, нельзя допускать широких обобщений; это было бы еще одним культурным стереотипом, а не реальной картиной, отражающей огромную роль женщин в истории и в современном мире. Даже если женщины обладают особыми духовными дарами, из этого еще не следует, что они не могут решать те же задачи, что и мужчины; мы только вправе сказать, что они решают их по-своему.